По итогам курса 1ученик- 1 компьютер - мотивация учащихся Дидактические игры как средство мотивации / 13.10.2012 Дидактические игры на уроках, как средство мотивации учащихсяПо итогам курса "1 ученик-1 компьютер - мотивация учащихся"Вернер Ирина Фёдоровна, учитель математики физики и информатики, Русский Образовательный Центр в КорееВ настоящее время в современной школе достаточно остро стоит задача повышения мотивации к обучению школьников. Все учителя хотят, чтобы каждый его ученик хорошо учился, с интересом и желанием занимался в школе. В этом заинтересованы и родители учащихся. Но очень часто учителям и родителям приходится с сожалением констатировать: "не хочет учиться", "мог бы прекрасно заниматься, а желания нет". В этих случаях мы встречаемся с тем, что у ученика не сформировались потребности в знаниях, нет интереса к учению. Проблема мотивации в учении возникает по каждому школьному предмету. В соответствующих методиках и учебных пособиях разработаны способы ее развития и стимулирования с учетом специфики предмета. Ценным методом стимулирования интереса к учению можно назвать игровой метод, который опирается на создание в учебном процессе игровых ситуации. При включении ребенка в ситуацию дидактической игры интерес к учебной деятельности резко возрастает, работоспособность повышается. В ходе игры происходит соревнование. Желание победить носит мотивированный характер. Педагогическая игра обладает существенным признаком – четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной деятельностью. В современном обучении, делающем ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса, игровая деятельность используется в следующих случаях: в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета; как элементы (порой весьма существенные) более обширной технологии; в качестве урока или его части ( введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля). Функции Игровой деятельности:Мотивационно-побудительная. Развивающая. Психологическая. Развлекательная. Воспитательная. Обучающая. Релаксационная. Благодаря дидактическим играм обучение становится радостным, увлекательным, жизненно-важным для детей делом. Игра - часть их жизни. Играя, ребенок познает мир и взаимоотношение между людьми, реализует творческие потребности и познавательный интерес. Для повышения мотивации учащихся на уроках математики, физики и информатики я использую следующие игры и методы:1 Математические скачки или математическое ралли, физические бои, круговые примеры, - работа на скорость, внимание, сообразительность, которая организовывается по рядам.2 Использую нестандартные формы уроков: урок-сказка, урок-путешествие, урок-исследование (чаще на геометрии, где необходимо изучить фигуру, её свойства и отличительные признаки).3 В старших классах использую метод "Оратор" - учащимся необходимо убедить своих одноклассников в необходимости изучения данной темы; "Автор" - предлагаю учащимся представить себя соавтором учебника и составить схему изучения темы или к теме составить опорную блок-схему, кластеры или "рыбий скелет". "Алфавит-шифровщик" - решаем задания, составляем ключевую фразу урока или тему урока.4 После контрольной или самостоятельной работы использую самоанализ учащихся в виде игры "Образовательная стратегия"- после полученной отметки ученик должен ответить на вопросы: "Что ты сделал, чтобы получить такую отметку; Как готовился к этой работе; Что нужно изменить, чтобы следующая работа была выполнена на более высокую отметку".5 Использую интерактивные тесты, интерактивные игры, интерактивную доску, графические диктанты в виде игры "детектор лжи" - тест с ответами "да" или "нет" только использую символы да - /\ нет - _.6 Метод проектов - только проводим его в виде вебинаров. Делим учеников на две группы, используем два кабинета с веб камерами. Учащиеся выступают с докладами, используют мультимедиа или интерактивные доски, а ребята из другого кабинета задают вопросы.7 Использую в обучении межпредметные задачи - тема, над которой я работаю.8 Игра "Банкир" или "Магазин" при изучении темы проценты.9 На геометрии использую игры: "Строитель", "Конструктор", "Проектировщик" - при изучении тем "Площадь фигур", "Преобразование фигур на плоскости", "Задачи на движение". В этих играх ученикам необходимо применить свойства и правила по этой теме при решении задач и в результате у них получается какая-то "картинка".10 "Полёт к звёздам" - игра при изучении темы "Координаты на плоскости", проводить можно в двух вариантах: можно предложить по координатам построить изображение, а можно по предложенному изображению составить цепочку координат (маршрут путешествия для товарища).11 В старших и средних классах для развития логического мышления использую разбор софизмов (например: докажите, что 4 руб=40 000 коп, или доказать 5=6, или докажите, что любое число равно числу, большему его в два раза). Ребята получают огромное удовольствие, когда могут обнаружить ошибку. Этот приём помогает развить сознательное усвоение изучаемого материала, развивать наблюдательность, вдумчивость, критическое отношение к изучаемому.Игра в процессе обучения - эффективный вид работы: она помогает снимать усталость, переключать внимание детей с одного действия на другое, способствует лучшему усвоению материала. Благодаря игровой деятельности на уроке мотивация, возникнув, превращается в фактор активизации учебного процесса и эффективности обучения и воспитания. Она побуждает ученика развивать свои склонности и возможности, оказывает определяющее влияние на формировании личности и раскрытие ее творческого потенциала. доклад игра математика мотивация учащиеся