Что общего между снежинкой и оп-артом? Блог тренера / 12.12.2015 Этот пост - для тех , кто захочет провести с учениками практикум по подобию в Geogebra. Об идеях подобия и самоподобия, частным случаем которых являются фракталы, нужно не только рассказывать и показывать фильмы. Они заложенных в самой природе, они используются человеком для создания всего прекрасного в этом мире. Почему бы ученикам не попробовать самим сделать такой объект? Материалом может быть все что угодно: и сезонные объекты (листья, растения, снежинки...), и арт-объекты, и архитектурные сооружения...Прошлой зимой мы делали снежинки в Desmos, попробуем теперь создать ее в GeoGebra, используя преобразования гомотетии (подобия)...Cимметрия в Geogebra и Desmos: цветы и снежинкиАнимированные объекты в Desmos. Как заставить снежинку мерцать?Часть первая. Гомотетия (подобие) объекта относительно точки Найдите в интернете картинку со снежинкой без фона (прозрачную).Второй способ - создать прозрачную картинку со снежинкой самому. Это можно сделать здесь, инструкция, как это сделать. Там же можно найти галерею уже готовых снежинок, которые кто-то уже вырезал до вас. Сохраните на своем компьютере и загрузите ее в файл GeoGebra. Обратите внимание на имя, которое будет присвоено вашей картинке для дальнейших манипуляций с этим объектом (это делается автоматически и может иметь вид: картинка1, рисунок1, pic1) Поставьте точку С . В меню выберите инструмент “Гомотетия относительно точки” Укажите объект - картинку, точку С и задайте коэффициент гомотетии (подобия). Введите ползунок k Последовательность таких картинок можно получить, записав в строку ввода команду: Последовательность[Гомотетия[картинка1,0.7^n,C],n,1,k]*Если работаете с английскими языковыми настройками (UK), то команда будет выглядеть так:Sequence[Enlarge[pic1, 0.7^n, C], n, 1, k] Число k указывает на количество копий, 0.7 - коэффициент гомотетии (подобия)*Если коэффициент гомотетии меньше единицы (как в нашем примере), то клоны первоначальной снежинки будут уменьшаться в размерах, если больше, то, соответственно, увеличиваться. Убедитесь в этом сами, изменяя в команде коэффициент с 0.7, например, на 1.2 Результат будет такой Передвигая ползунок, убедитесь, как меняется число снежинок, подобных исходной. Часть вторая. Одна снежинка - много центров гомотетии (подобия) Откройте новый файл в GeoGebra. Сохраните прозрачную картинку с изображением снежинки на своем компьютере и вставьте ее в файл GeoGebra. На панели инструментов найдите многоугольники и выберите в меню правильный многоугольник. Поставьте две точки в произвольном месте плоскости. Всплывшее меню предложит ввести количество вершин (оно может равняться 3,4,5,6,7,8, и т.д.). *Чем больше вершин, тем красивее снежинка. Введите ползунок k В центр вашего многоугольника вставьте картинку со снежинкой. Повторите упражнение 1 несколько раз, последовательно меняя центры гомотетий (подобия). В качестве центров перечисляются вершины вашего многоугольника. Сколько вершин - столько записей для команд, например, 8 вершин - 8 записейПоследовательность[Гомотетия[картинка1,0.7^n,D],n,1,k]Последовательность[Гомотетия[картинка1,0.7^n,E],n,1,k]и т.д. Скройте все дополнительные построения (точки, многоугольники и все, что вы использовали для построения) Снежинка готова Если задать еще и внутренний 8-угольник, и повторить все преобразования гомотетии для центров, которые находятся в его вершинах, то получим более сложную снежинку Полезные ссылки20 схем восхитительных снежинок из бумагиWHAT TO DO WITH PAPER SNOWFLAKESЧасть третья. Объект не важен, важен принцип!Используя преобразование подобия, можно создавать не только снежинки. Продолжая тему воспроизведения картин художников в виде динамических апплетов, приведу несколько примеров из произведений зачинателя оп-арта Виктора Вазарели (см. также 1, 2, 3, 4).Виктор Вазарели - 1Работаем с включенной системой координат, которую потом скроем.Следует за основу взять базовый элемент (он создан в рисунках Google, обязателен прозрачный фон) и потом использовать инструменты: Ползунок k Списки и гомотетия Sequence[Enlarge[pic1, 0.9^n, C], n, 1, k] Осевая симметрия (изначально cтроится только четверть картины, потом отражается относительно осей) Виктор Вазарели -2 Шаблон в Google Drawings Ползунок k Списки и гомотетия Sequence[Enlarge[pic1, 0.9^n, C], n, 1, k] Списки и поворот Sequence[Rotate[Element[list1, i], (i 2 π) / 180, C], i, 1, k, 1] Тот же принцип на основе другого шаблона:Виктор Вазарели -3Cтатьи по STEAM/STREAM проектамМатематика в стиле "мондриан" и "клее"Математика и абстрактное искусство в STREAM-проектеИдеи в духе STEAM: геометрический конструктор на основе рисунков GoogleИдеи в духе STEAM: PicassoHead как конструкторПостер как форма упаковки информации в STREAM-проекте: Колдер и ВазарелиSTEAM-проект: генератор Кандинского и другие интерактивные апплеты в GeoGebraSTEAM-проект: черный квадрат Малевича в Desmos и GeoGebraSTEAM-проект: треугольник в GeoGebra, как получить картину?STEAM-проект: мозаики Эшера в GeoGebraSTEAM-проект: задачи на картинахПаркеты и площади в DesmosSTEAM-проект: снежинка Коха, треугольник Серпинского и другие фрактальные объекты в GeoGebraSTEAM-проект: по спирали!Рисуем мандалы в GeoGebra, или Чудо поворотной симметрииУрок виртуальной кройки: клетка, полоска, узор...Геометрия лоскутного одеяла: новые идеи...Богатая математика - бедная математикаСпирали и спирографы: джазовые импровизации в GeoGebraКривые Безье и воспроизведение картин оп-арта в GeoGebraЧто общего между снежинкой и оп-артом?"Случайная" красота в GeoGebraС тегом Art в GeoGebraНациональный узор и математикаИстория про то, как мы делали 3D-модель школы...Прекрасная геометрия на бумаге и не только...Cмотри в зеркало, или Задачи на осевую симметрию в GeogebraКонструкторы узоров для текстиля. Часть первая: рисунки Сони Делоне"Угадать" ситчик! Ткани Варвары Степановой и Любови ПоповойВесенняя тема: создаем банданы и образцы ткани с "огурцами"Суха теория, мой друг, а древо жизни вечно зеленеет...Снежинки в разных средахCимметрия в Geogebra и Desmos: цветы и снежинкиАнимированные объекты в Desmos. Как заставить снежинку мерцать?и в GeoGebra, используя идею подобия:Что общего между снежинкой и оп-артом?"Случайная" красота в GeoGebraи в карандашном коде среды http://pencilcode.net/Искусство создания снежинки, или Как скоротать зиму... GeoGebra STEAM cнежинка stream информатика искусство математика