Маркс и образование Блог стайного советника / 06.11.2014 История произошла со мной несколько лет тому назад, когда я был на образовательной конференции в Берлине. И вот, иду я по городу и вижу памятник Марксу и Энгельсу. А вокруг памятника толпа корейцев. И тут сзади ко мне подъезжает велосипедист (молодой парень, скорее всего бельгиец) и спрашивает - А кто это? Ну, и я в ответ, ничуть не сомневаясь, отвечаю - Какие-то корейцы. И по реакции велосипедиста понимаю, что он спрашивает про тех, кому тут памятник, а не про тех, кто вокруг. И я поправляюсь - это Маркс и Энгельс. И по следующей реакции вежливого бельгийца понимаю, что он никакого Маркса и Энгельса не помнит.С одной стороны - все это вполне объяснимо. С другой стороны, забывая марксизм, мы можем забыть и основания деятельностного подхода, который как раз в работах Маркса и был сформулирован. «Главный недостаток всего предшествующего материализма - включая и фейербаховский — заключается в том, что предмет, действительность, чувствительность берется только в форме объекта, или в форме созерцания, а не как человеческая чувственная деятельность, практика, не субъективно. Поэтому и случилось так, что действенная сторона, в противоположность материализму, развивалась идеализмом, но только абстрактно, так как идеализм, разумеется, не знает действительности, чувственной действительности как таковой. Фейербах хочет иметь дело с чувственными объектами, действительно отличными от объектов в мысли, но он не постигает самую человеческую деятельность как предметную деятельность» [ Маркс К., Энгельс Ф. Карл Маркс. Избранные произведения. В двух томах. Москва: Партийное издательство, 1933. 936 с. с. 365]. - Не случайная ссылка - у меня есть этот красный двухтомник, подаренный семье бывшим замполитом чапаевской дивизии :}Д.Шварц в работе о продуктивной субъектности напрямую связывает развитие субъектности и мотивацию к совместным действиям с участием в продуктивной деятельности, поскольку именно через участие в продуктивной деятельности люди могут проявить собственную субъектность (Schwartz D.L. The productive agency that drives collaborative learning, 1999). При этом Шварц подчеркивает влияние, которое оказал на него марксизм. Для Маркса состоявшаяся личность не просто обладает доступом к материальным и интеллектуальным богатствам общества, но обладает правом участия в продуктивной деятельности и доступом к орудиям продуктивной деятельности. Маркс не был сторонником государства всеобщего благосостояния, в котором люди только имели доступ к присвоению. Он выступал сторонником продуктивного государства, в котором люди могли бы вносить свой вклад и выражать себя, были бы строителями своего общества, а не просто получателями общественных благ. Ключевой вопрос для Маркса состоял в том, кто имеет доступ к средствам производства. Работы Маркса отличало внимание к индивидуальной продуктивной деятельности. Позднее это внимание к личной продуктивной деятельности стало гораздо менее заметным в рамках культурно-исторического подхода, где большее внимание уделялось проблемам общения. Очевидно воздействие идей Маркса о продуктивной деятельности и доступу к средствам производства на работы И.Иллича и и особенно на его концепцию дружественных или праздничных средств, согласно которой человек нуждается в средствах, которые человек может использовать в соответствии со своими намерениями - так, как ему хочется, и которые он может видоизменять так, как ему хочется. Люди должны не только получить вещи, они должны получить прежде всего свободу производить вещи, среди которых они могут жить, формировать эти вещи в соответствии с собственными вкусами и использовать эти вещи в заботе о других людях. В богатых странах заключенные в тюрьмах зачастую имеют доступ к более дорогим вещам и сервисам, чем члены их семей на свободе, но заключенные не вправе решать вопрос о том, как могут быть использованы эти вещи. Их наказание заключается в том, что они деградированы до статуса простых потребителей и лишены того, что я называю "праздничность". Кажется мне, что я могу проследить влияние Маркса и на более близкие нашему времени работы в области образования, но хочется узнать мнение читателей. Чувствуют ли они воздействие марксизма? Или все это осталось в прошлом? действие марксизм мотивация общество потребление производство