Видения муравейника Блог стайного советника / 30.05.2014 К этому тексту меня подтолкнули два сообщения. Первое - про цифры, которые говорят о школьном сообществе. Второе - про готовые домашние задания, которыми пользуются ученики и учителя. И мне кажется, что в этих двух сообщениях представлены два разных видения муравейника.В первом случае Наталия описывает качества самих агентов - возраст, пол, активность, географию, устройства, которыми они пользуются. Во втором случае Борис и его комментаторы описывают качество палочек - объектов, которые собирают и складывают ученики и учителя. Но мы же хотим увидеть всю систему, в которой невозможно отдельно отделить участников деятельности от объектов и результатов деятельности.Мне очень нравится пример муравейника, как феномена возможной самоорганизации, когда для построения сложной структуры необходимо, чтобы отдельные исполнители следовали ограниченному набору очень простых правил. В данном случае правил всего два и, следуя им, муравьи собирают на поле все палочки в одну кучу. Важно, что система включает в себя два разных типа объектов и представлять эту систему можно только как двудольный граф, множество вершин которого можно разбить на две части таким образом, что каждое ребро графа соединяет какую-то вершину из одной части с какой-то вершиной другой части, то есть не существует ребра, соединяющего две вершины из одной и той же части. Участники совместной деятельности связаны между собой опосредованно через палочки - социальные объекты, которые они создают, видоизменяют и используют. Лирический бонус:А есть еще и чудесные слова Фуко в Археологии культуры о муравейнике словесных следов:Понятие произведения ставит перед нами еще более сложные проблемы. Внешне, казалось бы, что может быть проще, нежели «произведение» — некая сумма текстов, которая может быть обозначена именем собственным. Но такое обозначение (даже если не принимать во внимание вопросы атрибуции) функционирует весьма различно. В самом деле, указывает ли имя автора равным образом на текст, опубликованный под его именем, текст, вышедшей под псевдонимом, на наброски, найденные после его смерти, на разрозненные записи, записные книжки или просто бумаги? Создание собрания сочинений или отдельного опуса допускает возможность выбора, оправдать или даже сформулировать который часто бывает нелегко: возможно ли добавить к текстам, опубликованным автором то, что он только предполагал издавать, но не успел завершить из-за смерти? Нужно ли включать все черновики, первоначальные замысел, редакции и то, что не вошло в книгу? Возможно ли поместить туда незаконченные наброски? Какой статус следует закрепить за дневниками, заметками, записями слушателей,— короче говоря, за всем тем муравейником словесных следов, которые человек оставляет после смерти и которые обретают голос в бесконечном пересечении множества языков. визуализация управление учебная аналитика