Электронный образовательный контент в эпоху web 3.0 Галактический блог Елены Годуновой / 23.03.2014 Начало: Электронный образовательный контент в эпоху web 1.0Продолжение: Электронный образовательный контент в эпоху web 2.02011-2020 состояние веб:По состоянию на май 2012 автор статьи Что такое «Web 3.0»? , давая полную характеристику сервису на платформе веб 3.0, основное изменение которого по сравнению с веб 2.0 состоит в том, что контент генерируется и модерируется пользователями сайта, констатировал: проекта, построенного на платформе Web 3.0, еще не существует...Прошло немного времени..., и пример из моего интервью с аборигеном цифрового мира - его разработка сервис Кого читать Вконтакте , построен уже на принципах веб 3.0-совместном создании контента.Автор термина «Web 2.0», Тим О’Рейли, предложил определить Web 3.0, как «взаимодействие интернета с физическим миром». Ниже я приведу пример такого взаимодействия.Для заинтересовавшихся определениями и сутью веб 3.0 - подборка из 10 вариантов. Мне близка вот эта идея Джейсона Калакани:“Web 3.0 – это создание высококачественного контента и сервисов, созданных талантливыми людьми при помощи технологий Web 2.0”.Как мы видим, в 10 раз, по сравнению с моделью веб 2.0, вырастет количество сайтов и в 8 раз увеличится количество пользователей, при том, что они будут создавать такое же количество контента.Состояние образования - методы, формы, технологии:Дерек Китс (Derek W.Keats)и соавтор.: образование 3.0 "характеризуется богатыми, кросс-организационными, кросс-культурными образовательными возможностями, в рамках которых сами учащиеся играют ключевую роль в качестве создателей артефактов знаний, которыми они делятся, и где социальные связи и социальные преимущества за пределами непосредственной сферы деятельности играют большую роль”.В модели образование 3.0 учителя, учащиеся, сети, связи, СМИ, ресурсы, инструменты создают уникальный объект, который имеет потенциал для удовлетворения индивидуальных потребностей учащихся, педагогов и даже общества. Дерек У. Китс и Дж. Филипп Шмидт дают дальнейшее описание отдельных компонентов образования 3.0: Относительно собственно образования. Для него характерно: Широкое распространение электронного обучения. Растущий интерес к альтернативам teacher-centred подходов, таких как конструктивизм (Дьюи, 1998), обучение на основе ресурсов и т.д. Местное, региональное и международное сотрудничество для создания хранилища содержания образования. Осознание необходимости признания предшествующего обучения. Увеличение использования Интернета для поиска информации и обучения точно в срок. Образование 3.0 также базируется на трех С (как и образование 2.0), но других: connectors - взаимосвязанные creators - создатели constructivists - конструктивисты Д-р Рубен Пуентдура (Dr.Ruben Puentdura) в своей модели SAMR, описывающий внедрение технологий в образовательный процесс, так описал электронный образовательный контент, присущий образованию 3.0:1. он-лайн презентации и видео: ученики используют их как мультимедиа коллажи (миксы), создают собственные и делятся ими в сообществах;2. он-лайн игры: коммерческие игры используются учениками особым способом, они придумывают свои собственные игры с помощью Scratch, Gamemaker, Minecraft;3. письмо: используются электронные средства - блоги, средства Google и т.д. Достижениями делятся в социальных сетях и их комментирует глобальная аудитория;4. чтение: ученики создают свои контентные коллажи (мэшап’ы) на основе прочитанного, с помощью он-лайн ресурсов и личных заметок;5. сетевая работа: учеников поощрят и им помогают при создании своей PLE -персональной обучающей среды, базируемой на личных интересах и способностях.К месту вспомнить слова Reigeluth: "Мы должны переориентировать образование, отказавшись от сортировки учеников, на то, чтобы помочь каждому ученику реализовать свой потенциал."Образование 3.0 подводит к смыслу обучения через социально обусловленный и контекстуально обновленный опыт. Учителя по-прежнему учителя. Тем не менее, они же и ученики. В самом деле, в области образования 3.0 ученики, обучающие учителей, так же важны, как и учителя, обучающие своих учеников. Но роль и ответственность преподавания на этом не заканчивается. Вместо этого, они распространяются на всех и везде, благодаря использованию социальных медиа. Теперь вместо системы образования, готовящей учащихся для определенной роли, образование 3.0 готовит учащихся для обучения на протяжении всей жизни (lifelong learners), которые рассматриваются как предприниматели в области контента (content entrepreneurs). Учащиеся в модели образования 3.0 строят связи, создают и выстраивают личностный смысл от опыта обучения, вместо того, чтобы просто получать информацию, отвечать на вопросы по ней и пересказывать ее."Принципы образования 3.0 базируются на теории конструктивизма Брунера. Эта теория обучения основана на когнитивной психологии, смысл которой заключается в создании собственного знания на основе ранее усвоенных знаний. По оценкам специалистов отличительной особенностью современной системы образования является переход от «знаниевой парадигмы» - обучения в виде готовых знаний к «ценностно-смысловой и личностно-развивающей парадигме» - развитию личности, индивидуальных способностей, познавательной активности, самостоятельности мышления. «Если раньше основной деятельностью учащихся было «потребление знаний», почерпнутых из книг, полученных от преподавателя, то теперь фокус смещается на «управление знаниями»: поиск, редактирование и создание контента»"Из Щуров И. Образование будущего: в ожидании революции. // Компьютер-онлан, 2005, № 43. Таким образом, можно говорить о частичном преобразовании индустриального общества в информационное, где большинство людей занято операциями с информацией, ее производством и потреблением.По данным на 2005 г. вот так выглядит рейтинг 20 стран , производящих знания:ИсточникНесколько примеров из образования модели 3.0:1. Крупнейший в мире издатель бумажных и электронных учебников компания Pearson стала партнером компании Knewton в разработке платформы, обеспечивающей адаптивную настройку материалов уроков и учебников, основываясь на собранной информации о том, что студент знает и что еще должен знать, чтобы учиться быстрее. Методика Knewton позволяет «угадывать», какой следующий материал следует предложить студенту для изучения или тестирования. Популярно объясняя принцип работы адаптивной платформы, разработчики сравнивают его с используемым в музыкальном онлайновом сервисе Internet Radio Pandora, который может предсказать, какую следующую музыку захочет услышать пользователь, основываясь на его предшествующих музыкальных предпочтениях. По утверждению разработчиков, среди студентов, использующих учебник на основе платформы Knewton, не найти двух студентов, изучающих в один и тот же момент времени одинаковый материал. Объем параграфов учебника меняется в большую или меньшую сторону в зависимости от результатов, показанных студентами в процессе тестирования, организуемого в форме викторин и игр. Если, например, студент лучше воспринимает математику на основе визуального материала, этот фактор также принимается во внимание – и большая часть обучения математике будет построена на основе видео. Или, например, если изучение химии лучше проходит на основе графов, это также будет учтено при конструировании курса для этого студента.Чем не взаимодействие мира интернета и мира физического?2. Подобный продукт российского производства - персональный интеллектуальный робот ЛИК. Он помогает освоению электронного образовательного контента под руководством интеллектуального робота, адаптирующегося к индивидуальным особенностям обучающегося, в частности, его персональному темпу усвоения знаний.В персональном интеллектуальном роботе (ПО ЛИК) успешно реализованы на практике следующие функции: формирование индивидуального учебного плана и графика обучения студента; предоставление студенту минимального необходимого для обучения объема образовательного контента; возможность адаптации к индивидуальным особенностям обучающегося, в частности, к его персональному темпу усвоения знаний; академическое администрирование – контроль выполнения индивидуального учебного плана с представлением отчета студенту; проведение текущего контроля успеваемости обучаемого с подготовкой электронного отчета об успеваемости и направлением его в базовый вуз. Примеры 3 и 4 - как иллюстрация к определению веб 3.0 от Дж. Калакани.3. Приложение Asana https://asana.com является одним из самых удобных онлайн-инструментов для планирования и управления задачами и организации образовательного процесса при коллективной работе преподавателя и обучающегося. 4. Engrade.com – онлайн инструмент, созданный в помощь преподавателю для управления группой студентов, публикации отметок, журнала появлений на занятиях, сроков домашних заданий с возможностью отслеживания статистики студентами и их родителями.5. Эдмодо https://www.edmodo.com/ и новый продукт Google-Oppia https://www.oppia.org/about как умные среды для взаимодействия учащихся и учителей.Заканчивая обзор развития веб и образования с упором на электронный образовательный контент, хотела бы предложить в качестве заключения помнить о следующих ключевых моментах: Ученики в центре обучения. Учитель-тренер, гид, ментор и ресурс для учеников. Использование интернета в целях рассмотрения темы в широких, разнообразных подходах. Неудачи и ошибки рассматриваются как часть учебного процесса. Дифференцированный и персонализированный учебный план. Постоянное формирующее оценивание учеников и учениками для лучшего обучения. Процесс обучения-мультисенсорный, практический, аутентичный и релевантный. Ученики производят контент в дополнение к его потреблению. На уроке ученики больше делают и говорят, чем учитель. Технологии легко интегрируются в учебный план. Плохое поведение рассматривается как возможность роста и зачастую разрешается усилиями группы. Социально-эмоциональное обучение рассматривается как часть обучения ребенка в целом. Использовано: Материалы XI международной научно-методической конференции "Новые образовательные технологии в ВУЗе", Екатеринбург 2014 Education 1.0 vs Education 2.0 vs Education 3.0 Schools are Doing Education 1.0; Talking About Doing Education 2.0; When They Should Be Planning Education 3.0 Education 3.0: Students as Connectors, Creators, & Constructivists В тему: Будущее образования Электронная книга и ее будущее в библиотеке Библиотека будущего. Какая она? Twenty-First Century Skills П.Ю.КаллиниковСовременный образовательный контент. Метафоры электронного обучения О.Г.Петрова Веб 3.0 Место ПОИПКРО в формировании и оценке качественного контента для повышения квалификации Электронный веб 3.0 контент образовательный