Создание дополненной реальности (опыт работы в загородном лагере) kudimova's blog / 01.10.2013 В рамках работы профильной смены "Цифровой лагерь: территория открытий", которая была реализована как часть проекта "Пилотные школы Intel в Республике Татарстан" на базе компьютерного лагеря "Байтик" (г. Казань, п. Крутушка) с 1 августа по 18 августа 2013 года ребятами был создан слой дополненной реальности Baytik, который включал в себя как объекты, находившиеся на территории лагеря, так и ключевые точки, на которых ребята проводили экологические исследования окружающей среды и водоемов.Почему мы выбрали именно эту технологию для реализации в лагере? Во-первых, толчком к развитию идей в данном направлении стал пост Оксаны Петровой о дополненной реальности, в котором раскрывались возможности использования данной технологии в образовательных целях "Дополненная реальность для целей образования", во-вторых, это показалось удачным решением для интеграции различных направлений в рамках реализации работы лагерной смены.Всю работу в рамках данного направления можно разделить на четыре основных этапа: Знакомство с понятием дополненной реальности, выделение основных шагов для работы, определение объектов, которые будут представлены на интерактивной карте местности. Знакомство с GPS-навигатором, программами для работы с ним, определение координат необходимых объектов. Знакомство с сервисом hoppala, который позволяет создавать точки на карте, которые в дальнейшем будут отображаться на слое Layar. Создание точек, их описание, оформление. Установка браузера дополненной реальности Layar на мобильные устройства и тестирование объектов слоя. Прежде чем перейти к более подробному рассказу о работе в рамках каждого этапа, хотелось бы остановиться на участниках нашей профильной смены. В работе лагерной смены принимали участие ребята из пяти пилотных школ Республики Татарстан (школа № 16, г. Альметьевск, лицей № 2, г. Буинск, лицей № 2, г. Мамадыш, гимназия № 102, г. Казань, школа № 56, г. Набережные Челны). Работа проводилась в парах (при этом чаще всего пары не менялись от одного занятия к другому, даже если при этом педагог, который проводил занятие, менялся). И, надо отметить, что независимо от того, что возраст ребят был разный: от 10 до 17 лет (были даже младшие школьники), но каждый из участников смог внести свой вклад в работу данного направления.1 этап. Знакомство с понятием дополненной реальности. Выбор объектов.Здесь мы организовали обучение следующим образом: Ребята самостоятельно, пользуясь сетью Интернет, искали ответ на вопросы: что такое Дополненная реальность? для чего она нужна? каким образом данную технологию можно использовать в лагере? Было организовано обсуждение ответов, которые ребята нашли. Чем данный прием оказался более выигрышным? Во-первых, так как возрастные группы детей разные, то каждая из них искала ответ на поставленные вопросы именно с той высоты, которую могли понять, во-вторых, объясняя друг другу, понимали даже те, кто сначала не совсем понял материал, с которым познакомился, в-третьих, ребята самостоятельно находили варианты практического применения новых технологий. И заключительным шагом стало обсуждение вариантов создания дополненной реальности в рамках лагеря. Идей было очень много, основная проблема была связана с длительностью смены: увы, воплотить все идеи за 16 рабочих дней смены оказалось не по силам. Но тем не менее, идеи все зафиксированы, возможно в дальнейшем это направление будет только развиваться. Идеи по использованию дополненной реальности в загородном лагере: Создание слоя с описанием объектов, находящихся на территории лагеря, с выделением таких категорий, как: жилые здания, хозяйственные постройки, скульптуры, спортивные сооружения, объекты для отдыха (эта идея была реализована в лагере). Создание слоя с занесением на него ключевых точек исследования в рамках проведения лагерной смены: ребята провели исследования окружающей среды, а также водной среды водоемов, находящихся в шаговой доступности) с их описанием и созданием ссылок на результаты исследований (было реализовано в рамках лагерной смены). Создание экологического слоя для территории лагеря. Вариант виртуальной экологической тропы, на которую будут занесены виды растительности, произрастающие на территории лагеря, а также в шаговой доступности от него с описанием растений и ссылками на дополнительные источники информации (была сделана подготовка, но не сумели воплотить в реальность). Итак, ребята в первую очередь решили создать слой, содержащий объекты, находящиеся на территории лагеря. И мы перешли ко второму этапу.2 этап. Знакомство с GPS-навигатором.В рамках данного этапа ребята узнали, что существует несколько видов gps-навигаторов: это автомобильные (большинство ребят их видели), туристические (никто с ними знаком не был) и мобильные, для работы с которыми необходимо наличие ноутбука (именно с вариантом таких навигаторов и была организована работа в рамках лагерной смены).На следующем шаге ребята познакомились с программами, которые позволяют определять координаты текущего положения, создавать маршруты и двигаться по ним. И для работы ребятам было предложено пользоваться бесплатной программой "Семь дорог" от компании Navikey (более подробно с данным программным продуктом можно познакомиться здесь, также на сайте можно и скачать программу для навигации).Ребята научились двигаться по заданному маршруту, создавать и редактировать новые точки, определять координаты текущей позиции. Результатом работы на данном этапе стал список объектов, находящихся как на территории лагеря, так и в местах проводимых исследований с их фотографиями (для работы ребята пользовались нетбуками, которые имели встроенную фотокамеру) и координатами. Можно было переходить к очередному этапу работы.3 этап. Знакомство с сервисом hoppala для занесения точек на карту.Для создания карты с метками был выбран сервис hoppala, который показался достаточно простым в использовании с интуитивно-понятным интерфейсом, единственное, что хотелось отметить, это то, что данный сервис не поддерживает множественный вход, поэтому пришлось заходить под одним логином всем участникам. Но, тем не менее, ребята создавали точки на карте, вносили описание для них, добавляли фотографии, ссылки на ресурсы, которые содержали дополнительную информацию. Часто получалось, что работу над точкой начинали одни ребята, а заканчивали уже другие. Но все вместе работали над созданием одного общего продукта, все были объединены одной идеей, что просто здорово.Ну, и конечно, необходимо рассказать и еще об одном этапе - это тестирование слоя. 4 этап. Установка браузера дополненной реальности Layar на мобильные устройства и тестирование объектов слояДля того, чтобы протестировать созданный слой, в ход пошли все мобильные устройства, которые были у ребят. Это и IFon (различных версий), и iPad, и планшеты samsung и многие другие. Для тестирования было необходимо: Установить бесплатный браузер дополненной реальности layar на мобильное устройство. На мобильном устройстве включить сервисы геолокации. Найти созданный слой Baytik. Проверить правильное расположение отображаемых точек, их описание и ссылки. Для упрощения работы был создан QR-код, который содержал ссылку на слой Baytik, считывание его браузером Layar позволял перейти к нужному слою.В результате работы в лагере было занесено на карту 22 объекта. Пример работы слоя на Ifon, можно увидеть ниже: layar дополненная реальность загородный лагерь мобильное обучение