Некоторые проблемы создания учебных фильмов по истории искусства и методики работы с ними mr.khlopov's blog / 29.10.2012 Об актуальности поставленной проблемы. Важный аспект работы учителя - наглядность представления школьникам изучаемых тем. Она дает понимание исторической специфики эпохи, позволяет познакомиться с особенностями повседневной жизни и своеобразием внутреннего мира человека этого времени. Особенно это важно при изучении тем, связанных с историей искусства. Другой аспект работы учителя - ее творческий характер. Не секрет, что с течением времени интерес учителя к работе падает, его поглощают вопросы отчетности, конфликты, проблемы оплаты, получения и подтверждения квалификации... В этих условиях необходимо сохранить живой интерес к урокам, что может позволить только увеличение творческого потенциала работы. В моем случае решение обеих проблем достигается с помощью создания авторских учебных фильмов.Целью данного обзора является попытка проанализировать основные принципы создания подобных фильмов и представление возможных методов работы с ними как на уроке, так и во внеклассной работе по предмету. Я специально выбрал максимально узкую тему (анализ фильмов, посвященных живописи Авиньонской школы середины XV века), малоизвестную даже специалистам, чтобы проиллюстрировать многоаспектность подобного подхода. Фильмы, анализируемые в данной работе, могут быть использованы не только при изучении собственно истории готики и Возрождения, но и при изучении проблем политической истории Франции (темы «Столетняя война» и «Формирование абсолютизма в правление Людовика XI»), а также проблем истории католической церкви и средневекового города. Можно их использовать и в курсе обществознания 10-11 классов. Наиболее удачно это может быть осуществлено в темах "Искусство" и "Религия". К примеру, в разделе "Искусство" изучается проблема горизонтальной и вертикальной традиции. XV век, и особенно Авиньонская школа, демонстрируют как попытку сохранения художественного явления в новых исторических обстоятельствах (здесь долгое время находился папский двор, правители Прованса ориентировались в своей политике, в том числе, и в области искусства на средневековые рыцарские, уже отжившие свое образцы, типичный пример - король Рене Добрый, большую часть жизни посвятивший борьбе за мифические королевские короны и живший в плену куртуазных идеалов), так и попытку отказа от традиций, при сохранении только отдельных жизнеспособных элементов прошлого (здесь было очень сильным влияние нидерландской и итальянской культуры). Хочу отметить, что практически не существует литературы по данному вопросу (проблема создания учебного фильма самим учителем), хотя библиография по использованию учебных фильмов, снятых на профессиональных студиях весьма обширна (как в России, так и в СССР). Близкие, хотя и принципиально другие аспекты были затронуты мной в статье для SciVee (USA) и в докладе на Шестой Всероссийской научной конференции краеведов в июне 2012 года. Там проблема создания подобных фильмов поставлена в связи с краеведческой тематикой.Выделю основные элементы "классического" учебного фильма. К ним можно отнести: 1) демонстрацию (зрительный видеоэлемент), 2) пояснительный комментарий к ней (аудиоэлемент), 3) концепцию самого фильма (его внутреннюю структуру, соотношение составляющих его фрагментов, цель, поставленную автором, своеобразие стилистики, в которой фильм решен), 4) внутреннюю систему заданий по аудио и видеоматериалу, представленному в фильме (она может содержаться там как в зрительной, так и в звуковой форме - текст или устный вопрос), ее можно отличать от внешней системы заданий, которая не присутствует в фильме, но на которую он рассчитан (под ней следует понимать те вопросы, которые ставит учитель, ведущий урок и использующий данный фильм в качестве пособия). В свою очередь каждый из уже упомянутых компонентов состоит из нескольких возможных элементов. К примеру: аудиоэлемент может включать биографические данные о деятеле искусства, справочные сведения о технике создания произведения искусства, характеристику особенностей творчества этого деятеля искусства и той художественной школы, к которой он принадлежал, краткий свод сведений об эпохе и ее влиянии на него (для указанной в заголовке темы это, например: место художника в социальной иерархии того времени, структура мастерской, которая обычно возникала вокруг него). Возможны и другие элементы. Кроме уже указанных элементов необходимо выделять требования к данному фильму. Назову только некоторые из них: соответствие возрасту, санитарно-гигиеническим требованиям (продолжительность фильма, читаемый размер шрифта...), соответствие программе (однако, как мне представляется, фильм должен расширять как сам курс предмета, так и тот объем умений школьника, которые у него на данный момент имеются), достоверность информации, содержащейся в фильме... Любой автор разрабатывает для себя некие принципы, на основе которых он создает свои произведения. Назову некоторые из них: 1) близость проблемы моим собственным интересам (в данном случае волнующие меня вопросы - соотношение поздней готики и раннего Возрождения на юге Франции, Франция как объект влияния итальянской и нидерландской культуры), 2) оригинальность и разнообразие стиля фильма (это достигается, в том числе, за счет использования различных видеоредакторов, включения мультипликации, ориентации на творчество конкретного режиссера или киношколы. Образцом для меня служили научно-популярные фильмы Жоржа Франжю и Жана Эсташа. Поэтому в свои фильмы я редко включаю задания для учеников, так как они нарушали бы образный ряд и сужали аудиторию зрителей этих фильмов в Интернете, возможность использования этих фильмов во внеклассной работе и для научно-исследовательской работы школьников, которой я руковожу. Гиперссылки на фильмы размещены на педагогических порталах ("Социальная сеть работников образования" и "Педсовет.орг") и в собственном блоге "История в лицее №344" и в подробной аннотации, размещенной там, школьник может не только посмотреть задания по фильму в случае, если он отсутствовал на уроке, но и при желании углубить знания по данной теме. Этот вариант предпочтителен и по другой причине - есть возможность разместить большое количество заданий разного уровня, школьник может выбрать из них некоторое количество, соответствующее уровню его понимания проблемы и степени интереса к данным заданиям. В качестве примера - фильм "Куртуазность в литературе и искусстве середины XV века".Фильм состоит из четырех частей. Первая - относительно большая заставка, которая служит введением в проблему, она основана на созданной мной программе "Виртуальный музей одной средневековой книги", под ней подразумевается роман короля Рене "Livre du cur d'Amour pris". Экспозиция данного, существующего только в рамках этой программы, музея представляет из себя собрание всех миниатюр к этой книге из кодекса Vindobonensis 2597 (Вена, Австрийская национальная библиотека), которые были выполнены, вероятно, придворным художником короля Бартелеми Д'Эйком. К полутораминутному путешествию по этому музею аудиосопровождением служит шансон Гийома Дюфаи - современника короля, хотя и работавшего при другом дворе (герцога Бургундского). Вторая часть - рассказ о сюжете книги, иллюстрациях и авторах (самой книги, миниатюр, музыки), он сопровождается кадрами из документальных фильмов французского телевидения, посвященных реконструкции рыцарского турнира и библиотеки короля Рене. Третья часть - демонстрация всех миниатюр данного кодекса, к каждой из них дан текстовой комментарий, позволяющий следить за весьма запутанными событиями сюжета, музыкальным сопровождением к миниатюрам служат шансон Гийома Дюфаи. Каждая миниатюра анимирована, 20 секунд ее пребывания перед взглядом школьника позволяют прочитать комментарий и внимательно рассмотреть само изображение, его движение позволяет разнообразить процесс просмотра фильма. Наконец, четвертая часть - комментарий, который носит в этот раз уже тематический характер. Проблема, взятая за основу, - это "куртуазность" в средневековой культуре. Обзор составлен на основе работ Й. Хейзинги, Ю. П. Малинина, П. Зюмтора, Ж. Дюби. Он занимает пять минут и в нем кратко прослеживается хронология возникновения данного термина, различия его понимания в рыцарской культуре Севера и Юга Франции, его эволюция в более позднее время и, наконец, специфика восприятия куртуазности в середине XV века, когда, утратив свою внутреннюю силу, она превратилась в театральную декорацию придворных празднеств. Видеорядом в этой части являются фрагменты редкого фильма Робера Брессона "Ланселот Озерный", которые идут на фоне картины английского художника-прерафаэлита Джорджа Берн-Джонса. Весь фильм длится 23 минуты, в нем самом нет формулировки заданий школьникам, которые задиктованы на уроке и размещены в Интернете. Оптимальным к данному фильму набором заданий является: 1. Назвать в миниатюрах признаки готики и Возрождения, 2. Как сюжет книги короля Рене отражает идеал куртуазности?, 3. (наиболее сложный) Попытаться выделить специфику музыки XV века (многоголосие, в котором все голоса равны и имеют собственную тему, замысловатые мелодии, не связанные с мажорно-минорной системой, воспроизвести которые современный человек не в силах по памяти, вокализм - все партии предназначены для пения, инструменты только заменяют певца в случае его отсутствия...). Лучше всего давать вопросы перед просмотром под запись.Другой возможный вариант - фильм "Возрождение во Франции. Ангерран Картон". В нем изложение материала носит более традиционный характер. В начале - биография художника, сопровождаемая демонстрацией достопримечательностей Прованса, связанных с его деятельностью, затем - характеристика четырех станковых работ, которые современные искусствоведы с уверенностью приписывают художнику, здесь же дается обзор особенностей Авиньонской школы и самого художника. В заключительной части - обзор картин, принадлежность которых Картону оспаривается или которые дошли до нашего времени в копиях или письменных свидетельствах современников. Закадровый текст (комментарий) идет на фоне произведений композитора этого же времени Жиля Беншуа. Надо заметить, что в программе курса шестого класса имя Ангеррана Картона не упоминается, больше того, он не известен в России даже специалистам. Именно поэтому размещаю здесь одну из его работ - "Коронование Марии".Вместе с тем, его произведения способны произвести на школьников очень сильное впечатление (по моему опыту, особенно большое оказывает "Пьета"), они чрезвычайно показательны для этого времени (в них прослеживаются одновременно и готические и ренессансные мотивы), главное, показ творчества Картона демонстрирует доверие учителя к возможностям учеников. Творчество Леонардо, Рафаэля, Тициана, предусмотренное программой, часто знакомо ученикам, выезжающим в Италию с родителями на каникулах, гораздо лучше, чем учителю. К тому же, эрудированных школьников, особенно посещающих ДХШ, раздражает необходимость сталкиваться в третий или четвертый раз с тем, что уже было пройдено или даже успешно сдано. Нужно отметить и еще один момент. Часто для ответа на проблемный вопрос школьник берет информацию в Интернете, чтобы затем добросовестно пересказать от своего имени на оценку. Если же речь идет о Витторио Кривелли, Симоне Мармионе или Бартелеми Д'Эйке, то в силу отсутствия информации о них в доступной для простого скачивания из Интернета, школьник вынужден извлекать информацию из самого фильма, демонстрируя свои умственные возможности и эвристические способности.На самых продвинутых учащихся может быть рассчитан еще один вариант фильма, главной его особенностью является полное отсутствие закадрового текста, работы художника сопровождает только современная им музыка. Подобный фильм я снял на основе миниатюр Мастера короля Рене к "Тезеиде" Боккаччо. На фоне светской музыки Гийома Дюфаи демонстрируются 16 миниатюр, которые приписываются искусствоведами именно этому художнику в знаменитом кодексе. Одна из них - герои Боккаччо в храме Афродиты.Строкой субтитров к каждой миниатюре сообщается ее краткое содержание. Подобный фильм предоставляет максимальную творческую самостоятельность школьникам, но рассчитаны они, в первую очередь, на тех из них, кто готовится к исследовательской деятельности. В данном случае вопросы, которые учитель может поставить по фильму, не должны ограничиваться только анализом самого фильма. Именно здесь есть возможность поставить вопросы, которые подразумевают необходимость работы школьника в библиотеке, со справочной литературой или даже литературой монографического характера. Приведу пример подобных вопросов. 1. Кого из художников считают современные искусствоведы возможными кандидатами на роль Мастера короля Рене? Как они обосновывают свою точку зрения? 2. Какие книги включала знаменитая библиотека короля Рене? Что говорит этот подбор о личности владельца библиотеки? 3. Книга Боккаччо сочетает античные и рыцарские мотивы и элементы. Попытайтесь отделить их друг от друга. 4. Прованс в XV веке стал центром притяжения художников из Нидерландов, и Франции. Попытайтесь назвать две-три причины этого. Приведите примеры.Еще одна возможность, рассчитанная на школьников этого возраста – использование мультипликации. Пример – фильм «Загадки «Французских послов» Ганса Гольбейна». Это XVI век и не Авиньонская школа, но это фильм, снятый мной с использованием мультипликационной программы Muvizu. Сквозным сюжетом через фильм проходит экскурсия, которую проводит чопорный экскурсовод Лондонской Национальной галереи для семьи англичан (типичных представителей, так называемого, среднего класса). Откровенно скучающий глава семейства, непоседливый младший ребенок, утрированное изображение музея разнообразят зрительный ряд фильма, делая его более доступным для школьников. При этом содержание фильма не только повествует о конкретном произведении искусства, но раскрывает особенности мировоззрения человека в эпоху Возрождения, знакомит его с деталями повседневного быта, давно вышедшими из употребления.В целом, подводя итог, можно сделать вывод, что видеоматериалы подобного типа позволяют расширить компетентность учащихся в сфере общения, эрудиции и навыков учебно-познавательной деятельности. Я же хочу отметить, что создание учебных фильмов позволяет учителю усилить творческую составляющую его работы и укрепить контакт с учащимися, которые не могут не отметить для себя его индивидуальные особенности и оригинальность подхода к работе.Список литературы для дополнительного чтения по проблеме:Гельмонт А. М. Кино на уроке. Кино как наглядное пособие и общая методика его применения. М. 1961.Кириллова Н. Б. Экранное искусство в системе гуманитарной подготовки специалистов. Учебное пособие. Екатеринбург. 1992.Куреткова О. В. Формирование информационной компетентности учащихся на уроках истории и обществознании (из опыта работы). Бийск. 2010. Мартен М. Язык кино. М. 1959.Прессман Л. П. Основы методики применения экранно-звуковых средств в школе. М. 1979.Титова С. В. Проблема адекватной визуализации информации в преподавании иностранных языков. М. 1999.Усов Ю. Н. Основы экранной культуры (I-ХI классы). М. 1994.Хлопов М. В. Создание учебных фильмов по краеведческой тематике на уроках истории, - В сб. Формирование инновационного образовательного пространства Санкт-Петербурга. М.-СПб. 2012. МХК видеофильмы в преподавании живопись искусство история литература методика преподавания музыка мультипликация обществознание преподавание истории творчество учебные фильмы