Покадровая анимация на службе науки... Копосов Д.Г. / 23.12.2011 «Нет сомнения, что для правильного обучения современной молодёжи нужно воспитывать в ней творческие способности, и делать это надо с учётом индивидуальных склонностей и способностей человека, начиная со школьной скамьи и продолжая в высших учебных заведениях. Это фундаментальная задача, от решения которой может зависеть будущее нашей цивилизации не только в одной стране, но и в глобальном масштабе» (П.Л.Капица).В нашей школе создана небольшая мобильная студия анимации для учащихся 3-9 классов, в которой дети знакомятся с принципами создания покадровой анимации и с возможностями её использования при изучении явлений и процессов. Для создания студии нам потребовался мобильный компьютерный класс на базе Intel Classmate PC, 20 web-камер A4Tech PK-600MJ и программное обеспечение: Pivot, Stykz, SAM Animation. Pivot (Pivot Stickfigure Animator) и Stykz – это бесплатные приложения для создания двумерной векторной анимации, не требующие особых навыков графического редактирования и обладающие простым и понятным интерфейсом. Процесс создания основан на перемещении частей фигур (людей, животных и т.п.), составленных из линий и кругов. В программу встроен редактор, позволяющий создавать и изменять фигуры. Какой-то шедевр анимации с имеющимся набором инструментов вряд ли получится, но для первого в жизни собственного мультика его вполне достаточно. Персонажей в анимации может быть сколько угодно. SAM Animation – это интуитивно понятная программная платформа, которая позволяет с помощью захвата ряда неподвижных изображений с веб-камеры (или из графических файлов), создать настоящий анимационный фильм. Программное обеспечение бесплатно для зарегистрированных на сайте www.samanimation.com пользователей. Для создания покадровой анимация требуется предварительно продумать и подготовить каждый кадр будущего фильма. Необходимо учитывать, что плавность перехода от одного кадра к другому и, соответственно, плавность и естественность движений персонажей, зависят от того, насколько отличается следующий кадр от предыдущего (а не от скорости смены кадров, как часто думают учащиеся): чем больше кадров содержит анимационный фильм, тем ближе движения персонажей к естественным. Поэтому создание покадровой анимации является весьма кропотливым делом. Однако… С помощью SAM Animation учащиеся (и учителя) могут не просто создавать простую покадровую анимацию, но и с помощью её изучать основы науки, математики и инженерных концепций. Например, контрольное задание нарисовать схему кровеносной системы человека вызовет у детей восторг, ведь их «контрольная» будет «живой» и динамичной. Дети самостоятельно могут представлять свои идеи о науке в анимированной среде – это эмоциональное дополнение к традиционным методам получения знаний. Учителя естественных наук могут использовать анимацию как инструмент для подготовки мультимедийных дидактических материалов к уроку. Простота и доступность позволяет сконцентрировать внимание ребёнка не на технологии создания фильма, а именно на его содержании – в этом случае широта применения анимации в образовательном процессе поистине безгранична. Нобелевский лауреат Пётр Леонидович Капица писал: «Наука должна быть весёлая, увлекательная и простая. Таковыми должны быть и учёные». Покадровая анимация поможет проиллюстрировать циклические процессы в природе, а учащимся легче, быстрее представить и понять, как протекают такие процессы. Это очень важно для формирования научного мировоззрения. Например, учащиеся могут создать небольшой мультфильм о жизненном цикле растений или рассмотреть циклические процессы в социальной и экономической сферах жизни. Этот список можно продолжать бесконечно… Школьникам часто довольно трудно понять взаимосвязи между символами, уравнениями и графической формой. Анимация предоставляет им возможность на практике самим показать, как изменение функции влияет на её график. Попросите учащихся создать небольшой анимационный фильм о том, как влияют параметры h и k на форму и положение графика функции y = (x-h) ^ 2 + k. Эта же идея может применяться и к более простой функции, например y = x - с. Покадровая анимация может помочь учащимся понять связи между символьным и графическим представлениями. Происходит концептуальное понимание. При этом IT-технология используется как средство, а не самоцель. Анимация может быть использована и на уроках литературы, иностранных языков, истории. Специфика нашей школы (www.shkola24.su) – углублённое изучение предметов художественно-эстетического направления, а анимация – это ещё и форма искусства, причём, это искусство привлекает и мотивирует учащихся к учёбе. анимация взаимосвязи задания иллюстрация инженерия содержание