Математика и искусство — переплетение возможно! Блог тренера / 30.03.2016 В прошлом учебном году самым ярким событием в моей педагогической жизни стал учебный проект, о котором написала два поста:Русский авангард и другие художники в DesmosКак привести солнце в движение, или Послесловие к виртуальной выставкеВ этом году мы тоже сделали, уже другой, новый, проект, теперь на основе GeoGebra.Подготовку к нему начала еще прошлым летом - с подбора и изучения материалов по искусству, с первых шагов в новой для меня программе - GeoGebra.Было много сомнений:Сайт http://artisticmaths.weebly.com/ - результат полугодовой совместной работы группы в составе 10 учеников 10-11 классов нашей школы (Tallinna Keskliina Vene Gümnaasium) и двух учителей Людмилы Свириной и Людмилы Рождественской (авторы). Сайт наш - на эстонском языке, поскольку мы готовили его на конкурс HITSA, но, надеюсь, там все понятно: математика+искусство... и, конечно, GeoGebra.Всего опубликовано 49 динамических апплетов с картин художников и десяток эскизов, которых в процессе работы создано гораздо больше.Созданием сайта занималась Лилия Тюнц, отдельные задачи выполнил Денис Стекольщиков. Перевод на эстонский Лилии Тюнц, редактор перевода Хелен Ванганен.Общее руководство проектом осуществляла Людмила Рождественская.В качестве среды для коммуникации во время проекта использовался также рабочий Google-сайт Математика на картинах.Для сборки материалов конкурсного сайта (что было выделено в отдельную задачу) пользовались совместным документом. Кратко об идееSTEAM - акроним Science, Tecnology, Engineering, Art and Maths. Мы решили сделать в своей школе проект в духе STEAM.В чем суть проекта? Каждый ученик выбрал себе одного художника, представителя стиля авангард и изучил примеры его творчества. В результате были оформлены постеры по творчеству каждого художника с использованием сервиса рисунки Google и easel.ly. Это был первый этап работы.Примеры постеров:Постер в стиле Эльсуорта КеллиПостер к стиле Пита МондрианаПостер в стиле Frank Stella Постер в стиле Тео ван ДусбургаПостер в стиле Сола ЛевиттаПодробнее о технологии постера:Постер как форма упаковки информации в STREAM-проекте: Колдер и ВазарелиОсновная задача в этом проекте - cоздание динамических апплетов в GeoGebra, как бы развивающих и продолжающих идею конкретной картины художника, выбранной каждым участником. Нами использовались разные приемы и инструменты: создание списков, случайные числа, векторы, симметрия, повороты, и конечно, инструменты для геометрических построений. Идеи, использованные при создании апплетов в GeoGebra Идея пазлов на картинахPuzzle. "Red Yellow Blue White", 1952Theo van Doesburg - "Cow"Описание идеи и список инструментов можно посмотреть здесь и здесьАнимирование отдельных элементов на картинеСупрематизм. Казимир Малевич. Прямоугольники. 1915. Супрематизм. Казимир Малевич. Круги. 1915.Использование вращенийPiet Mondrian WindmillVan DoesburgОписание идеи и список инструментов можно посмотреть здесь.Использование спирали Фибоначчиспираль Фибоначчи у Пита МондрианаОписание идеи и список инструментов можно посмотреть здесьИспользование динамической окраски объектовРаботы здесьИспользование генераторов случайных чисел и ползунков"Spectrum Colors Arranged by Chance II" 1951. АнимацияDune II, 1909 by Piet MondrianОписание идеи и список инструментов можно посмотреть здесь.Использование списков и ползунковsol lewitt starВ стиле МалевичаОписание идеи и список инструментов можно посмотреть здесь и здесьИспользование гомотетии (подобия)Tomlinson Court ParkFrank Stella, Sunset Beach, Sketch 1967 (Alisa Tang)Gomotetia Theo van DoesburgОписание идеи и список инструментов можно посмотреть здесьИспользование списков, генераторов случайных чисел и условий отображенияPit Mondrian12Мондриан Изменение цветаИспользование случайных чисел, векторов, списков, ползунков и сценариев (scripting)3D Circle VasarelyVasarely Vector Animation Ver0.2Отдельные участники создавали также свои пользовательские инструменты для облегчения и ускорения работы над динамическими картинами.К своим апплетам ученики создали описания и руководства, несколько примеров:THEO VAN DOESBURG - COMPOSITION WITH HALF-VALUESAnna Turbina 11R Cол Левитт Denis Stekolšikov 11R Генератор МондрианаVictoria Ivanova 11a. Анализ работы. Spectrum Colors II. Lilia Tünts. Vasarely 3D circle.Вот так мы собирались на семинар, на котором ученики обменивались опытом:Отдельным заданием был сбор фотографий, отображающих использование идей абстрактного искусства в дизайне домов, деталей интерьера, в отделке школьных и офисных фасадов, оформлении улиц, уличной рекламе и т.д.Из ответов участников на вопросы анкеты обратной связи (сохранен авторский стиль):Три важных умения, которым я научился, благодаря проекту Использовать новые функции в программе геогебра; видеть возможности воссоздания картин художников, инспирировалась их картинами для своего хобби - рисования; думать на несколько шагов вперед, особенно в ходе создания апплетов. Умение видеть связь между искусcтвом и математикой, какая то логика, а не лишь хаос и рандомность цветов и линий; умение представить в движении объекты, которые застыли лишь на бумаге; умение выражать знания по Геогебра в самой Геогебра с разных сторон. То есть изучив одно и другое, совмещать их, каждый раз разбавляя все большим количеством элементов Работа в группе; дизайн и организация веб-страницы; распределение работы Ценить красоту, искать нужную информацию в интернете; более корректно, работать в GeoGebra Способность самостоятельно находить пути решения поставленной задачи, умение объяснять; навык владения GeoGebra. Ценить красоту в современном искусстве; мыслить креативно; сотрудничать с учителями и учениками Я научилась терпению, так как несколько раз моя работа удалялась, я научилась мыслить логически и я научилась работать в команде. Проблемы, которые я научился решать, участвуя в этом проекте Я научилась решать проблемы, возникавшие в ходе создания апплетов, находить альтернативные решения. Скучное становится интереснее, если оживить движением; не страшно посмотреть у других, это лишь запустит собственную фантазию Взаимодействие с другими участниками; распределение рабочего времени; быстрый поиск информации создание секторов в GeoGebra; взаимодействие с учителями; отсутствие идей Проблема с понимаем задания; проблема с постановкой цели; проблема с организацией времени." Нехватка времени, неумение организовать свое время; творческий кризис (отсутствие идей); Я научилась находить решение проблемы самостоятельно, научилась учиться на ошибках, научилась справляться с трудностями, связанными с некоторым непониманием программы geogebra Помогает ли искусство понять математику и как это происходит? Я не думаю, что можно полностью понять математику с помощью искусства или наоборот. Мне кажется они взаимосвязаны и в чем-то пересекаются. Я считаю, что в некоторых случаях скорее математика помогает понять искусство, особенно говоря о таких направлениях, как: кубизм, авангард, минимализм и т.д. Искусство нет. А вот математику увидеть в искусстве большее, да. Рациональность, последовательность, логичность, связь. Скорее математика помогает понять искусство. Иногда конкретика лучше объясняет понятия об абстрактном, чем сама абстракция. Разбирая искусство на детали и представляя их в виде чего-то более досягаемого - так намного доступнее понять как минимум идею и путь создания. помогает, если на картине есть геометрические фигуры или отрезки. Математика - основа всех точных наук, на которых построен весь наш мир. Искусство, в любом его проявлении, является неотъемлемой частью этого мира; и оно позволяет посмотреть на вещи с другой стороны, более абстрактной. Взгляд с иного ракурса даёт более широкое представление о любом изучаемом объекте. Я считаю, искусство и математика тесно связаны. Но скорее математика помогает понять искусство. Например спираль Фибоначчи. Да, математика-мир цифр. Когда чувства и логичная математика встречаются вместе, получается удивительное соприкосновение двух миров. Такими словами заканчивается работа ученицы Натальи Банкетовой:Cтатьи по STEAM/STREAM проектамМатематика в стиле "мондриан" и "клее"Математика и абстрактное искусство в STREAM-проектеИдеи в духе STEAM: геометрический конструктор на основе рисунков GoogleИдеи в духе STEAM: PicassoHead как конструкторПостер как форма упаковки информации в STREAM-проекте: Колдер и ВазарелиSTEAM-проект: генератор Кандинского и другие интерактивные апплеты в GeoGebraSTEAM-проект: черный квадрат Малевича в Desmos и GeoGebraSTEAM-проект: треугольник в GeoGebra, как получить картину?STEAM-проект: мозаики Эшера в GeoGebraSTEAM-проект: задачи на картинахПаркеты и площади в DesmosSTEAM-проект: снежинка Коха, треугольник Серпинского и другие фрактальные объекты в GeoGebraSTEAM-проект: по спирали!Рисуем мандалы в GeoGebra, или Чудо поворотной симметрииУрок виртуальной кройки: клетка, полоска, узор...Кривые Безье и воспроизведение картин оп-арта в GeoGebraГеометрия лоскутного одеяла: новые идеи...Богатая математика - бедная математикаКакая математика бывает на картинах?Спирали и спирографы: джазовые импровизации в GeoGebraНаш ответ ФибоначчиЧто общего между снежинкой и оп-артом?"Случайная" красота в GeoGebraБыстрый старт в Geogebra: зимняя темаМного красного: стратегии поискаС тегом Art в GeoGebraНациональный орнамент и математикаПрекрасная геометрия на бумаге и не только...Cмотри в зеркало, или Задачи на осевую симметрию в GeogebraКонструкторы узоров для текстиля. Часть первая: рисунки Сони Делоне"Угадать" ситчик! Ткани Варвары Степановой и Любови ПоповойВесенняя тема: создаем банданы и образцы ткани с "огурцами""Бумага" и "цифра" вместе...Математика и искусство — переплетение возможно!АРТ-математика: воплощаются ли идеи?Ловим рыбку в море, или Игры, пазлы, мультики в GeoGebraИскусство и ремёсла. Уильям Моррис.Дни математики, программирования и робототехники в школе: первый опытРусский авангард и другие художники в DesmosКак привести солнце в движение, или Послесловие к виртуальной выставке"Полярные" витражи, или Крути калейдоскоп в Desmos!МК "Другая математика с Desmos": измени апплет и научись!Дьявол в деталях, или Опять об анимации в DesmosКошки-мышки и другие "мультики" в DesmosПаркеты и площади в DesmosПушки с пристани палят или создание динамических апплетов в DesmosГоры, облака, чайки... МОДУЛЬЛоскутное одеяло из неравенствГеймификация в DesmosИскусство создания снежинки, или Как скоротать зиму...Программирование для воссоздания картин: математика и искусство вместеВ начале была цифра?О математических иллюстрациях к художественным произведениямДинамические апплеты в Geogebra как тема учебных проектов шестиклассниковСтатьи на темы математики в школе:Математические ресурсы в помощь учителю. Генераторы рабочих листов.Учебные видео по математике или "дети учат детей".Математические ресурсы для младших школьниковСоздай рабочий лист сам!Об идее коллекций учебных материалов...Рабочий лист и Библиотека КонгрессаПомощница GeoGebra или учителя учат учителей...Динамические апплеты в Geogebra как тема учебных проектов шестиклассниковО составлении заданий на естественно-научную и математическую грамотностьПапа у Васи силен в математике?GeoGebra в развитии. Н.ЯниковаПомогут ли нам автоматы учить математику? А.ШперхПлохие новости для учителей химии и математики? А.ШперхПолезный микс: STEАM-продолжение Пост Елены Годуновой с массой идей для интеграции математики и искусстваЛоскутное одеяло из неравенствБогатая математика - бедная математикаИдеи в духе STEAM: геометрический конструктор на основе рисунков GoogleМатематики больше НЕ плачутМатематики тоже плачут...STEAM в начальной школе: геометрия комнатыМатематика и искусство — переплетение возможно!О математических иллюстрациях к художественным произведениямМатематика для началки в веб-приложенияхЗадачи для геобордаЧто кроме учебника математики? GeoGebra STEAM stream информатика искусство математика