Дни математики, программирования и робототехники в школе: первый опыт Блог тренера / 29.06.2015 Учебный год в нашей школе заканчивается 10 июня и все это из-за лишней недели каникул весной. Но мы и не пытаемся удерживать учеников за партами: в начале июня уже второй год учителя нашей школы организуют обучение вне классной комнаты. К такой форме относятся: парковые уроки (уже ставшие привычными), уроки в Старом городе или в развалинах старинного монастыря, всешкольные тематические игры, физкультурные соревнования... В этом году в своем методическом объединении учителей математики и информатики мы попробовали организовать новую форму образовательных активностей - Дни математики, программирования и робототехники. В декабре, когда проходил Всемирный Час кода, наши школьники и учителя были сильно загружены традиционной учебой. Поддерживая всемирную акцию, мы на уроках математики и информатики конечно же попытались организовать какие-то активности. Но сделать мероприятие по-настоящему масштабным и массовым, с участием разновозрастных учеников, в декабре у нас не получается.Зато такая возможность появилась в июне, почему бы не перенести Час кода и не превратить его в Дни кода?Есть и вторая причина, почему мы начали этим заниматься...Во всем мире набирают популярность профессии, связанные с математикой, программированием, робототехникой, инженерным делом. В ближашее десятилетие появится все больше рабочих мест для представителей этих профессий, и, возможно, сегодняшние старшекласнники и ученики основной школы уже сейчас заинтересуются профессиями в этой сфере (одно из подтверждений). По крайней мере, через новые практики ученики смогут познакомиться с инженерными профессиями, попробовать себя в разрешении проблем, а не только в типовых задачах из учебника. Мы предполагали, что, участвуя в подобных активностях, они познакомятся с рядом интересных тем, для которых не хватило времени на уроках, пройдут разнообразные испытания, несложные, но требующие смекалки и группового взаимодействия... Мы проводили свою игру в два дня: в первый день участниками были ученики 10-11 классов (около 130 человек), и во второй день ученики 7-8 классов (около 160 человек). Очень рада, что во время мероприятий второго дня мы привлекли в помощники учеников 11 класса. Они отлично справились, организуя работу станций и теперь, уверена, старшеклассников обязательно нужно привлекать и к разработке игры.ПодготовкаТак выглядит небольшой фрагмент коллективной папки, доступ к которой имеют 10 учителей школы, в основном, это учителя математики и информатики. Всего папка содержит порядка 40 файлов (черновиков, рабочих листов, подготовительных материалов). Времени на подготовку было около двух недель.Итак, 4-5 июня команды учеников 10-11 и 7-8 классов, заранее разбившись на команды по 3-5 человек, получили свои маршрутные листы.Команды были названы именами планет Солнечной системы (от Земли до Плутона), в каждом потоке (на каждой станции) одновременно работало по 9 команд. Такой подход к названиям был вызван массовым характером игры и ограничением в 9 роботов-комплектов, которое и определило максимальное количество команд, присутствующих на каждой из станций одновременно...Всего учителями было подготовлено пять станций-лабораторий для 7-8 классов и четыре для 10-11 классов (у старшеклассников не было последней станции) Desmos-программирование Blockly-программирование Биометрия руки Робототехника Геометрия вокруг нас Мастерская "Биометрия руки". Сценарий для этой станции мы позаимствовали с сайта с http://www.tryengineering.org/, добавили только электронный рабочий лист для записи результатов эксперимента с измерениями руки.После окончания эксперимента участники группы разрисовывали свои "руки", самовыражаясь, кто как умеет Мастерская "Blockly-программирование"Спасибо учителю информатики лицея при МИФИ Екатерине Додоновой, разработками которой мы воспользовались с любезного разрешения автора.В основном, на этой станции ученики проходили на скорость маршруты на сайте http://code.org/.На станции использовали 20 имеющихся в школе планшетов, ставя дополнительную задачу проверить, удобно ли работать с Blockly на мобильных устройствах... Задания, которые прошли ученики: Лабиринт, Художник, Фермер и другие...Мастерская "Программирование в Desmos"Таков внешний вид станции (на стенах развешаны указатели - над теми рабочими местами, которые отведены конкретной команде)Каждой команде предлагалось несколько заданий, например, создать картину звездного неба и динамическое изображение стартующего космического корабля. Один ученик из команды создает объект космический корабль: Шаблон космического корабля Затем ученики анимируют этот объект, заставляя ракету двигаться... Другой ученик из команды "рисует" звездное небо Шаблон звезда. Задача сделать небо звездным и заставить звезды двигаться по небу. Еще один ученик из команды создает картину Планеты солнечной системы Рабочий листНесколько вариантов ракеты:Работа в командах на станции DesmosДля учеников 7-8 класса мы предложили задания попроще: построить по координатам и анимировать объекты: Самолет, Слоненок, Собачка, Петух, Бабочка и др...Станция робототехники Поскольку кружок робототехники ведется у нас в школе только для учеников младших классов, мы решили познакомиться с роботами NXT всех наших старшеклассников, а заодно и проверить, смогут ли команды за час освоиться в новой для них среде и заставить робота выполнять простейшие задания. Робота нужно было "научить" следующим действиям: проходить отрезок прямой, поворачиваться, "обрисовывать" квадрат и при помощи инфракрасного датчика проходить по сложной траектории, отмеченной на полу черной лентой. Разумеется, всем командам были предложены краткие инструкции, участники также могли обращаться за помощью к учителю-ведущему. Роботы разместились в актовом зале. Маршрут для робота:Геометрия вокруг насЭта станция была придумана для учеников 7-8 классов в последний момент, поскольку нам никак не удавалось развести большое количество команд по 4-м станциям. Суть работы на станции заключалась в том, чтобы найти на территории школы и сфотографировать указанные объекты: цифра 7 шар трапеция прямоугольный треугольник ромб простое число симметричный объект Вернувшись в компьютерный класс, команда в общем документе обрабатывала свои фотографии, добавляя к фото надписи, рисунки и пояснения. На этом этапе особо ценился творческий подход в оформлении рабочего листа. Эта станция оказалась самой легкой, по мнению учеников, но и здесь им пришлось распределять ответственность внутри группы и проявить навыки совместной работы в коллективном документе.Рабочий лист Геометрические фигуры в школеРезультаты поиска:Образовательные результаты игры. Учащийся приобретает умения: Работать в группе Работать по инструкции Решать нестандартные задачи Искать информацию в интернете по тексту и по картинке Находить реальные объекты по заданным критериям, фотографировать и обрабатывать цифровое фото Проводить эксперимент и записывать его результаты Обсуждать проблемы в группе: выдвигать гипотезы, перебирать решения, делать выводы Выполнять простые задания в среде визуального программирования Blockly Работать с координатами, параметрами и ползунками в программе Desmos Работать с блоками управления в графической среде программирования роботов NXT, использовать некоторые датчики Отдельные ответы учеников 7-8 классов на вопросы анкеты обратной связи (стиль сохранен): Интересно тем, что обстановка не похожа на школьную. Деление на группы развивает способность работать в команде. Уроки проходят по более интересным темам, чем на уроках. Смогла поиграть с роботами. Нарисовала руку научились управлять роботами научились двигать животных в десмосе объясняют все супер интересное задание с роботами Можно запутаться в том, кому и куда отправлять готовую работу гимназисты и учителя помогали при надобности вместо уроков Программирование в Blockly было очень сложным. Я узнала что-то еще, побыла с друзьями, мне понравились некоторые этапы Все задания понятны Задания были не очень интересными (кроме роботов) Интересный расклад дня. Постоянно приходилось перемещаться из кабинетов в кабинеты, не оставаясь на одном месте Мы голодные. Мы уставшие. В группе работали только два человека Не все имеют интерес и способности к работе с техникой увлекательно, прикольно, интересно Фото: Дни математики, программирования и робототехники в TKVGCсылки по темеПобег из классной комнаты: День дистантаОбучение вне стен классной комнаты - кому и зачем это нужно?Обучение вне стен классной комнаты. Гений места. Игры в паркеФотоохота в развалинах монастыря БригитыПарковый урок 2.0: Фотоохота в маленьком эстонском городкеОбразовательная игра на Певческом полеКак пятиклассники изучали цвета и формы своей школыПроект "Незнайка" как пример общешкольной образовательной игрыПеддизайн на шапках, носках и варежках...Антоновские яблоки или результаты одного QR-квестаПарковый урок: сбор у солнечных часов..STEAM в начальной школе: геометрия комнатыИстория про то, как мы делали 3D-модель школы...Образовательная игра в парке: как использовать планшет?Антоновские яблоки или результаты одного QR-квеста Усадьба Петровское как строительный проект А.П.ГаннибалаЭмодзи-Пушкин, танцы в Тригорском, бумажные блоги и другое...Дни математики, программирования и робототехники в школе: первый опытСвязанные проектыКакая математика бывает на картинах?МК "Другая математика с Desmos": измени апплет и научись!Интерактивный рабочий лист по естествознанию и математикеЦифровые артефакты для организации учебной деятельностиТекст и математикаАРТ-математика: воплощаются ли идеи?По следам мастер-класса АРТ-математика: идеи и воплощенияСсылки на посты, посвященные визуальному программированиюЧему можно научиться с помощью Blockly и Сode?Спряжение КОДАКак могут ш«/код/»ить девочки?В коде - только девочки Blockly Desmos STEAM STEM stream математика обучение вне классной комнаты программирование проект робототехника