Поле для обсуждение совместной деятельности (1) Блог стайного советника / 27.03.2012 Продолжаем обсуждать игровые практики. Пришло время подумать и поучаствовать в конференции Конструкционизм-2012. Конструкционизм это - направление философии образования, которое развивает Сеймур Пейперт - Лого, Scratch, да и весь мир исполнителей - все это конкретные примеры конструкционистского подхода. Первое базовое положение - люди создают новое знание особенно эффективно, когда они вовлечены в создание продуктов, наделенных личностным смыслом, будь то песочные замки, Лего-машины или компьютерные программы. Главное то, что люди в процессе конструктивной деятельности создают что-то важное для них самих или их окружающих. Различные электронные среды, внутри которых участники могут создавать свои собственные цифровые объекты, обмениваться такими объектами, видоизменять электронные объекты, являются конструкционистскими. Чем сложнее и интереснее объекты, которыми может обмениваться сообщество, тем большие возможности для обучения оно открывает для своих участников. Второе положение - для понимания деятельности необходимо ее обдумывание и обсуждение. Обучение происходит тогда, когда мы включены в деятельность, и когда мы можем обсуждать эту деятельность. Но как мы можем обсуждать совместную деятельность в сети? Обычные приемы - проводить интервью и заставлять людей отвечать на вопросы о том, как они работали вместе и чему они в рамках этой совместной деятельности научились. При этом очевиден разлом и разрыв между самой формой совместной сетевой деятельности - когда мы в сети вместе собираем информацию и создаем статьи и опросами, и интервью про то, как мы этой деятельностью занимаемся. Первое вызывающее положение будет следующим - современные средства совместной сетевой деятельности позволяют сохранить и проанализировать всю историю совместной деятельности. Нет никакой необходимости приставать к людям с вопросами. Во-первых, ответят не все. Во-вторых, люди не всегда отвечают честно. А в третьих, мы и так все про них знаем - у нас все ходы записаны. Мы не знаем, кто что смотрел в сети и кто что делал вне сети, но уж все ходы на поле вики-проекта у нас записаны, и мы всю их партию можем отследить - у нас есть 2 мощных средства - вклад участника и история страниц.Можно возразить, что это для вики ходы записаны, а для блога мы такой истории восстановить не можем. Ответ - а не пользуйтесь средствами, которые не позволяют вам восстановить историю деятельности сообщества.Итак, 2 ключевые момента: - записываем партию,- у нас есть запись деятельности на поле проекта.У нас есть виртуальное поле проекта, только мы его себе не можем представить и нам про него трудно говорить. Просто потому, что нет никакой метафоры, которая бы наше обсуждение поддерживала бы. А давайте возьмем и сделаем, представим себе проект как поле - доску, на которой будут разворачиваться события. Вот есть же у нас богатая игровая человеческая традиция, когда на плоскости создавалась доска, и на этой доске происходили события - у нас такая традиция настольных игр с досками - шахматы, шашки, го и т.д.И мы берем доску и говорим, вот у нас есть доска - например, доска для го - 19 на 19, и мы собираемся эту доску приспособить для своих корыстных целей - анализа сетевых проектов. вики игра конструкционизм рефлексия совместная деятельность