Дополненная реальность для целей образования Блог методиста / 17.01.2013 Начну издалека... с истории Мы часто слышим, видим, читаем о каких-то технических новинках, технологических решениях, но нужен импульс, а порой даже несколько, чтобы задуматься и решить: "Оно мне надо!"Мне близки облачные технологии, среды для взаимодействия учеников и учителей: сервисы Google, evernote, видео-хостинги. Поиск организации способов деятельности всегда шел по нескольким направлениям: как с помощью интернет-сервисов организовать учебную деятельность на уроке? как организовать сотрудничество учащихся во время выполнения домашнего задания, сочетая индивидуальные исследования и вклад в коллективный продукт? как помочь учащимся принять роль экспертов, например, оценивая, рецензируя, формулируя вопросы к выполненной домашней работе других учеников (до урока или в начале урока)? как вовлечь родителей в учебную деятельность? как сделать это участие разнообразным? как и где можно собирать наблюдения, случайные события, увиденные детьми и учителями? Собирать так, чтобы можно было сразу или со временем совместно использовать, комментировать? как изменить традиционные экскурсии, полевые исследования, интервьюирования? какие новые возможности появляются? и т.п. С организации в 2007 году экспедиции "Серёдкинская волость" появился первый в моей практике опыт использования личных мобильных устройств (телефонов, ноутбуков и диктофонов) во внеурочной образовательной деятельности. К сожалению, страница в летописи не сохранилась в первоначальном виде после технических проблем на ресурсе. И еще немного: видео с рассказом о проекте на конференции Google "Образование 2.0" видеоролик об этом Из последнего Мобильное обучение: технологии будущего или незаменимые технологии настоящего? C учениками мы изучали биологию, решая учебные задачи в среде Moodle, дополнительно используя при этом интернет-сервисы для коллективной работы. Учебные задачи для каждого урока размещала на отдельной веб-странице. На урок «приходили» и те, кто болел. Этот опыт позволил мне понять – насколько важно обустроить место в сети. От качества «места» зависит и мотивация, и эффективность работы, и результат. Значение обустроенного места возрастает при переходе к модели BYOD. Но об этом подробно в следующем посте. Новый поворот в интересах связываю со статьей Мобильные технологии в образовании Ольги Подъяпольской. Под впечатлением начала размышлять и апробировать возможности QR-кодов в обустройстве экологической тропы, в биологических, краеведческих экскурсиях, смело называя это дополненной реальностью в обучении. На мои педагогические дерзновения получила отклик от Анатолия Шперха и Бориса Ярмахова. По их авторитетному мнению QR-коды хорошо, но layar - лучшая технология дополненной реальности.Дополненной реальностью (AR – augmented reality) называют симбиоз реального мира, и виртуальной, компьютерной рельности. Чаще всего, дополненная реальность - это визуальное дополнение реального мира, путем проецирования и введения каких-либо виртуальных, мнимых объектов на настоящее пространство (на экране компьютера, телефона и подобных устройств).Суть дополненной реальности — не в красивых эффектах, а в том, что она стирает границу между материальными предметами и компьютерной информацией. Любой материальный предмет в ней можно сделать гиперссылкой, а сам мир в этом случае превращается в гигантский пользовательский интерфейс. Применение данной технологии зависит от задач, которые ставит группа разработчиков. Приложения, отображающие в дополненной реальности слой информации, привязанной к географическим координатам, называют AR-браузерами.На конференции Реларн-2012 во время остановки в Казани смогла протестировать браузер дополненной реальности layar. Видимо накопилась "критическая масса" опыта и идей, которая стремилась преобразоваться в новый проект. И вот тут всё сложилось! Псков не богат полезными ископаемыми – промышленность развивать не на чем, почвы бедные, погода не способствует развитию сельского хозяйства. Есть богатое историческое наследие, красивые озера и леса. Псков один из самых экологически благополучных регионов. Основной стратегический ориентир в развитии региона – туризм в самых различных вариациях. Следовательно, псковская система образования должна готовить специалистов, способных работать в этой отрасли эффективно. Значит, выпускник отделения информатики, исторического или филологического факультета, иняза ПсковГУ должны уметь применить свои знания и в туристическом бизнесе. И дополненная реальность нам в помощь! С этими идеями и пришли к руководству университета, и нашли поддержку - проекту "Интерактивный Псков" быть!Как говорится: «доверяй, но проверяй», поэтому на первом этапе проекта мы рассмотрели несколько технологий создания дополненной реальности. Исходя из задач, мы свой выбор основывали на следующих критериях: возможность самим создавать слои; возможность идентифицировать объекты при наведении на них камеры смарфона, планшета, другого гаджета, поддерживающего выбранный браузер дополненной реальности; обеспечение навигации до выбранного объекта; возможность загрузки информационной карты объекта; обеспечение поиска объектов определенного типа, находящихся на указанном расстоянии от выбранной точки (в том числе, текущих координат пользователя); наличие фильтрации объектов (например, исторические объекты, объекты социальной, транспортной, туристической инфраструктуры); доступность для операционных систем Android, iOS, Windows Mobile; возможность установки на современные смартфоны. Начиная знакомство с этой технологией и конкретно с браузером дополненной реальности layar мы даже не ожидали, что в России всего около 200 слоев. В Пскове нет ни одного! Подробнее о том, что такое Layar.В течение месяца небольшая команда разрабатывала модельный вариант дополненной реальности в Пскове. Мы выбрали и описали 20 исторических объектов, 8 объектов социального значения. Для каждого исторического объекта: на мобильной версии сайта размещена краткая информация об объекте на русском, английском и эстонском языках, дана ссылка на статью в Википедии, размещена аудиоэкскурсия на русском, английском и эстонском языках. Для каждого объекта социального значения: на мобильной версии сайта размещена краткая информация об объекте на русском, английском и эстонском языках, аудиорассказ на русском, английском и эстонском языках, даны ссылки на сайт службы бронирования (для отелей), на котором также размещены отзывы постояльцев отелей, даны ссылки на форумы, сайты с экспертными мнениями о качестве обслуживания, пищи, интерьера (для кафе и ресторанов). Для сбора первичной информации об объекте, фотографий мы использовали Псковики. Параллельно со студентами работали эксперты, готовя материал для сайта, аудиоэкскурсии и Википедии. Свойства вики-среды позволили вносить свой вклад каждому участнику и не зависеть территориально и во времени от других. Каждый участник проекта выполнял свою роль, задачу. При этом мог исправлять неточности, дополнять материал статьи. В проекте были выделены роли: Разработчики – создавали слои, размещали объекты, тестировали на местности, создавали мобильную версию сайта. Исследователи – собирали материал из различных источников, в том числе, архивных. Фотографы – фотографирование объектов, обработка и оптимизация фотографий. Эксперты: историк – оценивает историческую достоверность и достаточную полноту отобранного материала и информации для мобильной версии сайта и аудиоэкскурсии; филолог – оценивает стилистику, грамотность и связность текстов, корректирует тексты; Переводчики – перевод на английский и эстонский, начитывание аудиоэкскурсий. Разработчики слоев – регистрация на соответствующих ресурсах, создание слоев, размещение подготовленной информации, публикация слоев. Разработчики мобильного сайта - разрабатывают мобильную версию сайта; проводят тестирование на корректность сайта на мобильных устройствах; размещает подготовленную информацию в соответствующих разделах. Рекламщик – создает рекламные и обучающие видеоролики. Викоид - помогает в освоении вики-разметки, руководит переносом статей в Википедию. Итак, получен результат. Результат нам нравится Есть новые идеи. Одна из них – запуск сетевого проекта «Создаем дополненную реальность».Так что ждите анонсов и приглашения в команду разработчиков идеи и участников. До встречи на Галактических просторах! layar дополненная реальность исследование мобильное обучение