Удивительные приключения одинодинцев в Классноурочии. Глава 2. Пятница biarmicus's blog / 14.02.2011 Продолжение. Начало - Глава 1. Робинзон.Итак, Алан Кей, придумавший в 1968 году портативный компьютер для обучения, оказался Робинзоном в модели мобильного обучения «1 ученик : 1 компьютер». Теперь, чтобы воплотить идею в жизнь, требовался, как минимум, Пятница. И этот Пятница нашелся – правда, почти через двадцать лет что, впрочем, сюжету не противоречит. Но сначала, посмотрим на то, что интересного произошло за эти двадцать лет. В 1979 году компания RGiD разработала первое устройство, которое могло считаться портативным компьютером – Compas. Компьютер складывался, как ракушка, имел на борту процессор Intel 8086, 340 килобайт оперативной памяти и был снабжен 320х240 пиксельным дисплеем и 1200 бит/сек модемом. Весил он 5 килограммов и стоил 8 150 долларов. Самым сложным компонентом, определявшим высокую цену ноутбука, был дисплей – из-за него модель так и не была запущена в массовое производство.Что не удалось GRiD, удалось Toshiba – в 1984 году компания начала выпускать IBM совместимый ноутбук T1100, в конструкцию которого были заложены две важные новинки, задавших направление развития индустрии ноутбуков того времени – жидкокристаллический дисплей и аккумулятор. Педагогическая и психологическая мысль тоже не стояла на месте. К 1990 году в образовании наметилось несколько направлений использования компьютеров в обучении.Первое из них возглавлял ветеран компьютерного обучения, профессор Стенфордского университета Патрик Саппс, первые опыты которого в использовании компьютеров в школе относились к началу 1960-х годов. В компьютере Саппс видел, прежде всего, средство индивидуализации обучения школьника. Своей задачей он ставил разработку программного обеспечения (обучающих программ), с помощью которого школьники выполняли бы десятки однотипных упражнений до тех пор, пока не обучались бы щелкать, как орехи, однотипные задания, и которое корректировало бы уровень сложности в соответствии с демонстрируемыми им результатами. Сама идея того, что каждый ученик будет получать от компьютера задания, точно соответствующие его уровню обученности, увлекла его с головой. Саппс считал, что компьютер должен выполнять самую «тягомотную» часть обучения – отработку навыков. На повестке дня стояла очень важная задача – что-то надо было делать с летающим над Америкой Спутником. Саппс получил финансирование на начало эксперимента по использованию компьютеров в обучении, и в 1967 году 3 тысячи калифорнийских детишек уселись за экраны компьютеров, делая упражнения по математике, письму и… основам русского (!) языка. Безусловным плюсом подхода Саппса в глазах окружающих было то, что он, действительно, достигал повышения успеваемости по результатам стандартизированных тестов – причем, за сравнительно короткое время и практически вне зависимости от начального уровня обученности и психологических особенностей обучающихся. При этом он отнюдь не считал, что компьютер должен вытеснить учителя. Его девизом было – «доверьте компьютеру выполнять самую монотонную работу по обучению, и вы освободите учителю руки для творчества». В восьмидесятых годах Саппс создал успешный бизнес по разработке обучающих программ. Второе направление сложилось несколько спонтанно. В 1963 году американский профессор колледжа Дартмур Джон Кемени разработал язык программирования, который он собирался использовать для обучения основам программирования студентов. Этот язык он назвал Beginners All Purpose Symbolic Instraction Code – BASIC. У Кемени и в мыслях не было каким-то образом использовать BASIC в школах, но он оказался настолько проще в освоении, чем другие языки того времени, что это не заставило себя долго ждать – к восьмидесятым годам BASIC не только проник в школы, но и вошел в обязательные и факультативные курсы по программированию. То, что BASIC был продуктом и инструментом прежде всего, университетского образования, ключевым образом повлияло на то, как он использовался в школах. BASIC стал частью содержания образования, предметом изучения, но не инструментом познания. Благодаря Бейсику в Индии, Китае и Советском Союзе было выращено целое поколение программистов и… огромное количество людей, для которых программирование было обязательным предметом в школе, и с тех пор живущих с мыслью «программирование – это для меня слишком сложно». Но был и третий путь. Сеймур Пейперт родился в Южной Африке – в Претории – в 1928 году в семье эмигрантов из Литвы. Он получил математическое образование в Кембриджском университете, после чего в 1959 году был приглашен на работу в Женеву, в лабораторию Жана Пиаже. Несмотря на то, что сам Пиаже никогда особенно компьютерами не интересовался, его вклад (хотя и косвенный) в информатизацию образования во второй половине XX века был огромен. Именно Пиаже был тем человеком, который сумел экспериментально доказать, что метафора «голова ученика – это пустой сосуд, который надо наполнить», на которой базируется школьное образование, в корне не верна. Пиаже показал, что развитие когнитивной сферы каждого ребенка проходит четыре основные этапа – сенсомоторный, дооперационный, конкретных операций и стадии формальных операций. Этапы эти всегда проходятся в этой последовательности, в результате чего сознание ребенка движется от конкретного опыта к абстрактному мышлению. Пейперта, как ученого, первоначально заинтересовала идея моделирования человеческого сознания с помощью компьютера, ради чего он в 1961 году начал работать в лаборатории Искусственного интеллекта в Массачусетском технологическом институте в США. А еще спустя четыре года Пейперту пришла мысль, которую он впоследствии называл «Олимпийской» - о том, что компьютеры могут стать инструментами развития мышления ребенка. Ключевой в подходе Пейперта стала идея о том, что компьютер не должен сам являться предметом изучения; он должен быть инструментом мышления – причем, мышления деятельного. Но тогда должно быть и что-то, на что эта деятельность была бы направлена. Так Пейперт пришел к необходимости создания «объекта, с помощью которого можно было бы думать». Таким объектом стал, похожий на пылесос, робот, которого в лаборатории MIT назвали «Черепашкой Ирвином». Он умел, выполняя команды программы, двигаться в разных направлениях, рисовать на листе бумаги, опуская перо и делать массу других полезных вещей. Для управления роботом был создан язык Logo, у которого, с тех пор, появилась множество вариаций. В ранних экспериментах Пейперта с детьми, которые учились управлять Черепашкой с помощью Logo, было установлено, что освоение научных знаний при этом может происходить контекстно. То есть дети осваивают концепции чисел и операций с ними не потому, что их задал учитель, а потому, что без этого Черепашка не сдвинется с места. Именно тогда Пейперт произнес фразу, которая стала впоследствии крылатой: «Открытие не может произойти по плану». Размышляя о том, как назвать свой подход, Пейперт использовал слово «конструкционизм». «КонструктиВизм – объяснял он, это теория, исходящая из того, что знание конструируется самим учеником, а не закладывается учителем. КонструкциоНизм основан на представлении о том, что этот процесс происходит тогда, когда ученик вовлечен в процесс создания чего-то внешнего, или, по крайней мере того, чем можно поделиться… - песочного замка, механизма, компьютерной программы или книги».В 1970 году Черепашка Ирвин переселился с пола на монитор компьютера. Один из студентов Массачусеттского технологического института написал версию языка Лого, в которой черепашкой, в виде мерцающего трехугольного курсора, можно было управлять на экране. Звали этого студента Хал Абелсон – сейчас он профессор MIT, разрабатывающий язык Google App Inventor.Важно отметить, что эксперименты Пейперта и его группы с новыми инструментами для развития детского мышления не соприкасались каким-либо образом со школьными реалиями. Начало семидесятых годов на Западе было отмечено целой волной «протестной» образовательной литературы, во многом порожденной работами Пиаже, смысл которых можно было понять и так – «в школе происходит все, что угодно, кроме развития ребенка». В это время не критиковал школу только ленивый. Свою критику на школу обрушили А. Нил в книге «Саммерхилл: радикальный подход к воспитанию детей», Д. Холт («Почему дети оказываются неудачниками»), Д. Козол («Смерть в раннем возрасте»), Х. Коль («36 детей»), Э. Реймер («Школа мертва»). Наивысшей точки это движение достигло к 1970 году, когда Иван Иллич опубликовал, пожалуй, самую сильную книгу в этом направлении – «Освобождение от школ». К слову, схожих взглядов придерживались и сам Пейперт, и люди из его группы, не отдававшие своих собственных детей учиться в общеобразовательные школы, а предпочитавшие давать им образование дома, самостоятельно. Трудно было ожидать другого от людей, веривших в то, что Пейперт написал в 1984 году в книге «Попытка предсказать будущее» - «Когда-нибудь компьютеры взорвут школу». Гремучая смесь из нарождающегося класса портативных компьютеров и радикальных педагогических идей не могла себя однажды не проявить и не «шарахнуть». Но произошло это в самом неожиданном месте. Продолжение следует.Другие публикации по теме:Удивительные приключения одинодинцев в Классноурочии. Глава 1. РобинзонУдивительные приключения одинодинцев в Классноурочии. Глава 10. МауглиУдивительные приключения одинодинцев в Классноурочии. Глава 11. Тысяча и один ноутбукУдивительные приключения одинодинцев в Классноурочии. Глава 12. ГретцкиУдивительные приключения одинодинцев в Классноурочии. Глава 13. МагелланУдивительные приключения одинодинцев в Классноурочии. Глава 14. Андерсен Удивительные приключения одинодинцев в Классноурочии. Глава 20. Конференция по модели 1:1 в ВенеУдивительные приключения одинодинцев в Классноурочии. Глава 21. Фактор учителя в модели " 1 ученик : 1 компьютер"Удивительные приключения одинодинцев в Классноурочии. Глава 22. Итоги 2010 года 1:1 информационные модель образования педагогические технологии