Орнаментальная абстракция в текстиле. Ткани Сони Делоне Блог тренера / 26.02.2016 Начав с создания национального орнамента в Geogebra, так увлеклась темой, что решила продолжить ее применительно к текстилю. Интересна сама задача воспроизведения тканевого узора с помощью специальных математических средств, в решение которой входит поиск и отбор эскизов/рисунков, а также подбор (уже к каждому) способов и инструментов. Основным критерием отбора является геометрический характер рисунка, возможность выделения в нем базового паттерна, который потом можно копировать и повторять с каким-то шагом.Рисунки для тканей являются такими же арт-объектами, как и картины. Их экспонируют крупные музеи, например, музей Виктории и Альберта в Лондоне (см. Образовательные набеги: интерактивный музей Виктории и Альберта или пост Екатерины Алексеевой Лондон-2012. Они не «лучше», они просто «другие»). Но знаем ли мы имена создателей этих рисунков? Вопрос кажется наивным: какие авторы могут быть у образцов текстиля? Но, на самом деле, таковых немало среди известных художников. Например, как раз в связи с рисунками для тканей меня заинтересовала художница русского происхождения, чей талант раскрылся во Франции и она стала первой художницей, имевшей персональную выставку в Лувре. Это Соня Делоне, совместно со своим мужем Робером Делоне давшая жизнь отдельному направлению в изобразительном искусстве — орфизм. Больше о творчестве Сони Делоне можно узнать из поста Елены Годуновой STREAM-проект на основе орфизма (ч.2). Орнаментальная абстракция Сони Делоне в GeoGebraТкани и модели одежды выделяются как особая тема в творчестве Делоне. Она создавала эскизы для тканей «haute couture», оставаясь в контексте двух основных стилей: симультанизма и неопластицизма. Исследователи творчества Сони Делоне отмечают исключительную новизну ее работ, хотя стиль ее тканей находится в прямой преемственности с авангардом. В них симультанные контрасты цветов рождают иллюзию движения.Нас будут интересовать те экземпляры текстильной коллекции Сони, которые можно воссоздать с помощью достаточно простых преобразований на плоскости. Это, так называемая, орнаментальная абстракция. Попытаюсь также отразить в посте отдельные этапы создания динамических апплетов.Все дело в списках!Cоня Делоне. «Текстильные проекты, рисунки для ткани»Первый рисунок, который я отобрала, выбран из принципа повторяющегося узора и простоты его элементов. Cамое трудное - увидеть базовые элементы (основу рисунка) и потом подобрать инструмент для его создания. В данном рисунке это зигзаг. Для этого паттерна использована изометрическая сетка.Разумеется, такой рисунок удобнее конструировать с помощью последовательностей (списков) (см. пост Кривые Безье и воспроизведение картин оп-арта в GeoGebra), для каждого набора параллельных отрезков нам нужно прописать три списка. Для начала создаем ползунок n с интервалом от 2 до 6, шаг 1. Создаем отрезок a с концами C и D. Создаем отрезок b с концами E и F. Создаем последовательность точек на отрезке CD Последовательность[C + i/n (D - C), i, 1, n] Эта последовательность создает список из n точек вдоль отрезка CD. Создаем последовательность точек на отрезке EF Последовательность[E + i/n (F -E), i, 1, n] Эта последовательность создает список из n точек вдоль отрезка EF. Скроем оба списка точек. Создаем список отрезков. Последовательность[Отрезок[Элемент[list1, i], Элемент[list2, i]], i, 1, n] Эти сегменты соединяют последовательно элементы первого и второго списков. Повторим процедуру столько раз, сколько понадобится, чтобы заполнить мысленный параллелограмм отрезками, соединяющими точки списков на парах отрезков. После создания паттерна, используем несколько раз параллельный перенос на вектор, чтобы воспроизвести его в условных "строках" и "столбцах" рисунка. В результате получим последовательность повторяющихся элементов, да еще в динамическом исполнении: если запустить ползунок, рисунок все время меняет свои очертания.Sonia Delaunay-2Второй пример воспроизведения рисунка для ткани также основан на использовании списков. Принцип тот же: мысленно провести на рисунке два отрезка, на которых будут расположены последовательности (списки) точек, и соединить их попарно отрезками. Поскольку в свойствах созданного объекта (списка) есть возможность выбрать разные стили для изображения линий (толщина, вид линии (сплошная, пунктир и т.д.), можно попытаться имитировать сложный рисунок оригинала. Предлагаю набросок:Sonia Delaunay-1Конструктор тканевых рисунковТретий пример сделан совершенно иначе, нежели два первых. Здесь используется обычная координатная сетка. Главный секрет такого рисунка — использование инструмента векторный многоугольник. Как только такой многоугольник создан, автоматически генерируются ползунки, с помощью которых можно управлять изменением координат его вершин (т.е по два ползунка на каждую вершину: по X и по Y) Векторный многоугольник. Чтобы понять, как это работает, откройте апплет и подвигайте ползунки, меняя форму и размер многоугольника.Передвигая ползунок, меняем длины соответствующих сторон многоугольника.Пример такого конструктора создан на основе образца ткани Сони Делоне. В определенный период своего творчества Соня находилась под влиянием работ голландского художника-абстракциониста Пита Мондриана. В отличие от ее эскизов симультанного периода, эти узоры имеют простую, лаконичную, геометрическую структуру и составлены из прямоугольников, квадратов, ромбов... Кроме того, в использованном мной эскизе — те самые "мондриановские цвета": синий, красный, желтый, черный... Для создания всех прямоугольников в этом апплете использован инструмент векторный многоугольник - чтобы можно было менять рисунок с помощью ползунков. После создания базового паттерна, он клонируется серией параллельных переносов. Sonia Delaunay-3 Откройте апплет и, управляя ползунками, создайте производные от оригинального тканевого рисунка Сони Делоне.Вопрос читателям поста: как можно использовать такой конструктор тканевых рисунков в учебной деятельности?Ссылки по теме:Константинова Ю. А. Авангардные опыты в текстиле 1920-х годов.Образцы рисунков тканей, созданные Соней Делоне Продолжение следует...Cтатьи по STEAM/STREAM проектамМатематика в стиле "мондриан" и "клее"Математика и абстрактное искусство в STREAM-проектеИдеи в духе STEAM: геометрический конструктор на основе рисунков GoogleИдеи в духе STEAM: PicassoHead как конструкторПостер как форма упаковки информации в STREAM-проекте: Колдер и ВазарелиSTEAM-проект: генератор Кандинского и другие интерактивные апплеты в GeoGebraSTEAM-проект: черный квадрат Малевича в Desmos и GeoGebraSTEAM-проект: треугольник в GeoGebra, как получить картину?STEAM-проект: мозаики Эшера в GeoGebraSTEAM-проект: задачи на картинахПаркеты и площади в DesmosSTEAM-проект: снежинка Коха, треугольник Серпинского и другие фрактальные объекты в GeoGebraSTEAM-проект: по спирали!Рисуем мандалы в GeoGebra, или Чудо поворотной симметрииУрок виртуальной кройки: клетка, полоска, узор...Кривые Безье и воспроизведение картин оп-арта в GeoGebraГеометрия лоскутного одеяла: новые идеи...Богатая математика - бедная математикаМагия и польза японского кроссвордаСпирали и спирографы: джазовые импровизации в GeoGebraЧто общего между снежинкой и оп-артом?"Случайная" красота в GeoGebraБыстрый старт в Geogebra: зимняя темаС тегом Art в GeoGebraМного красного: стратегии поискаНациональный орнамент и математикаИстория про то, как мы делали 3D-модель школы...Прекрасная геометрия на бумаге и не только...Cмотри в зеркало, или Задачи на осевую симметрию в GeogebraКонструкторы узоров для текстиля. Часть первая: рисунки Сони Делоне"Угадать" ситчик! Ткани Варвары Степановой и Любови ПоповойВесенняя тема: создаем банданы и образцы тканей с "огурцами""Бумага" и "цифра" вместе.Математика и искусство — переплетение возможно!АРТ-математика: воплощаются ли идеи?Ловим рыбку в море, или Игры, пазлы, мультики в GeoGebraСуха теория, мой друг, а древо жизни вечно зеленеет... GeoGebra STEAM STEM искусство математика