Подводим итоги и ищем пути улучшения тренинга Педагогические секреты учебных ситуаций Тренинги для учителей / 19.12.2015 Подходит к завершению четвёртый запуск тренинга «Педагогические секреты учебных ситуаций». В этот раз мы исследовали вместе с командой из 12 ведущих и 50 активных участников тренинга (из 100 подавших заявку) идеи геймификации. И вот что получилось….Главная проблема и задача ведущих тренинга - сохранить как можно больше заявившихся участников без упрощения для них учебной задачи – разработки качественной учебной ситуации в соответствии с требованиями ФГОС. В октябре 2014 года в этом тренинге в до финиша дошло 15% зарегистрированных участников.В январе 2015 года и мае 2015 года мы добавили в тренинг несколько игровых элементов и подключили ведущих для микрогрупп. Потерь избежать не удалось, но до финиша в январе и мае 2015 года дошли 50% зарегистрировавшихся. В декабре 2015 года в число финалистов также выходит половина зарегистрированных. Ведущие – это вчерашние выпускники тренинга, в сегодня помощники, вдохновители, консультанты, «жилетка», скорая помощь для своих коллег - участников тренинга. Их роль велика для успешного «поиска секретов». Вот их имена по группам. Василькова Елена, п. Балезино, Удмуртская Республика. Веретенникова Юлия, г. Новокузнецк, Кемеровская область, Дегтярева Елена, г. Верхотурье, Свердловская область. Иванова Галина, г. Белово, Кемеровская область. Ильина Ольга, г. Новосибирск. Исакова Татьяна, г. Алапаевск, Свердловская область. Давыдова Наталья г. Алапаевск, Свердловская область. Климкович Елена, г. Москва. Ключева Елена, г. Санкт-Петербург, Прокудина Ирина, п. Пангоды, ЯНАО, Кривенькая Мария г. Новокузнецк, Кемеровская область. Червова Елена, г. Новокузнецк, Кемеровская область. Шептицкая Жанна, г. Смоленск. Хотелось бы услышать мнение ведущих о своей новой роли в раскрытии Секретов учебных ситуаций. Что узнали новое? Что поняли? Чему научились? Появились ли идеи для проведения собственных тренингов?Мы все вместе искали ответ на вопрос: Когда стоит прибегать к помощи игровых приёмов в обучении?Ответ прост и очень важен: Если сложившаяся система обучения дает нужный результат, то геймифицировать обучающий процесс не нужно. Или иными словами «Лучшее враг хорошего». Если сложившаяся система работы учителя не дает нужный результат, то возможны три уровня геймификации. Мы опирались на уровни геймификации, предложенные Алчебаевым Максимом Александровичем и Гайдуковым Александром Михайловичем в статье ГЕЙМИФИКАЦИЯ ИЛИ МИСТИФИКАЦИЯ?, 2014 (Статья находится в свободном доступе в Научной электронной библиотеке http://elibrary.ru/).Авторы выделяют три уровня геймификации. Интересно проанализировать наш тренинг с точки зрения данной методики. Такой анализ позволяет увидеть новые горизонты в совершенствовании методики проведения этого и других тренингов.Первый уровень геймификацииВ ходе процесса обучения перед геймифицикацией стоит задача по усилению влияния (незначительно) на учеников. Обычно это повышение заинтересованности учеников в достижении конечных целей обучения. На этом уровне достаточно привлечь внимание учеников к мониторингу процесса обучения. Как мы это делали. В тренинге используется таблица продвижения, где регулярно отмечаются успехи участников тренинга. Фактически речь идёт о применении одной из стратегий оценивания - мониторинга процесса. Второй уровень геймификации.Здесь перед геймификацией стоит задача значительно увеличить заинтересованность учеников в программе обучения. При создании программы (например, тренинга) закладываются точки контроля, в которых система (или ведущий тренинга) будет учитывать различные значения, а те, в свою очередь, находят отражение в геймифицированной части. После прохождения «врат», - уровня, - меняется как программа обучения, так и условия игры.Как мы это делали. В нашем тренинге такими «вратами» являются этапы тренинга:- Секретное заветное.- Секреты успеха.- По секрету всему свету.- Секретные материалы.Переход с этапа на этап сопровождается сменой технической платформы обучения: блог сообщества Intel® Education Galaxy, форум портала fgoscom.ru, google docs. Условия тоже меняются.В этом, четвёртом, запуске тренинга, нам впервые (!) удалось с самого начала акцентировать внимание на том, что УС - это лишь часть Урока. В своих Замыслах участники показали понимание того, что современный урок конструируется из серии УС, каждая из которых проектируется как логически завершенный и самодостаточный фрагмент Урока. Мы закрепили первый Успех и предложили усложнить правила нашей Игры в секреты учебной ситуации. Мы объединили третий и четвёртый этапы: план оценивания и работа от имени ученика. В тренинге разработана система накопления баллов за:1) Оценивание помощи коллег друг другу в обсуждении учебных ситуаций. Анкета 1.2) Качество фрагментов учебной ситуации. Анкета 2. Анкета 3. Анкета 4.3) Проведённую рефлексию по итогам каждого этапа.4) Бонусные баллы за активность в самообразовании (получение сертификата об успешном окончании тренинга Методы оценивания в классе XXI века (из серии Элементы).5) Бонусные баллы за найденное секретное слово. В сказке Халиф-Аисту, чтобы превратиться в человека, достаточно произнести волшебное слово. На нашем тренинге, чтобы продемонстрировать внимательность в изучении материалов тренинга и заработать бонусный балл, нужно было дочитать некоторые тексты до конца, найти в одном из них указание: отправьте в сообществе Intel® Education Galax по внутренней почте ведущему тренинга Востриковой Е.А. письмо с темой Мутабор. Всего мне пришло 18 таких писем. Двое отправителей так и не начали обучение. 16 участников активно принимают участие в тренинге, они проявили внимательность к материалам, им были начислены баллы в таблице продвижения.Третий уровень геймификацииЕму соответствует задача полного захвата внимания учеников. Программа обучения создается уже в полной мере как игра. Для третьего уровня геймификации важно опираться на несколько базисных, обязательных параметров геймификации: сценарий, отражающий смысл игры. Четкое представление того, что делаешь, что получаешь, за какие заслуги, какую выгоду с этого имеешь (остальные признаки третьего уровня можно узнать в указанной выше статье).Как мы это делали. В нашем тренинге положено начало: придумано игровое название и определены метафоры для каждого этапа. Спасибо О.Ф. Брыксиной за помощь в поиске названия тренинга. Точки ростаАнализ тренинга с позиций гемификации показал, что он соответствует второму уровню и есть «точки роста» и совершенствования:1) Организовать соревнование за слаженную работу внутри микрогруппы и поощрять бонусными баллами всю команду. 2) Создать Доску лидеров, где отмечать имена и фото активных участников тренинга. Заносить их в «Книгу славы тренинга». Идею предложила Татьяна Исакова.3) Разработать и выдавать бейджи за качественную учебную ситуацию.4) Появились задачи по разработке истории, сюжета, сценария тренинга.Очень важно узнать по итогам тренинга мнение участников: 1) Как приёмы геймификации тренинга помогали в проектировании учебной ситуации? 2) Какие педагогические секреты учебных ситуаций вы открыли на этом тренинге?3) Готовы ли вы стать ведущим в этом тренинге при его следующем запуске?Ссылки по геймификации, собранные одним из ведущих - Еленой Дегтяревой http://dgng.pstu.ru/conf2015/papers/94/ http://tmx-learning.ru/?p=2987 http://www.moluch.ru/archive/91/19871/ Бейджи можно делать самим! http://badge-online.ru http://classbadges.com ФГОС геймификация проектирование системно-деятельностный подход ситуация урок