Быть человеком в цифровую эпоху Блог стайного советника / 02.01.2011 Communications of thr ACM в марте 2009 года выпустил номер, который был посвящен человеческим ценностям в цифровую эпоху. Команда исследователей от MicroSoft анализировала отношения человека и компьютера и думала о перспективах 2020 года.История исследования отношений человека и компьютера Human Computer Innteraction (HCI) насчитывает более 25 лет и за этот период сами отношения прошли несколько этапов. В начале таких исследований в 80 годы под таким взаимодействием подразумевалось, прежде всего, взаимодействие человека и десктопа - компьютер на столе, какие процессы выстраиваются в голове у пользователя, как можно повысить удобство использование компьютера, как на это влияет использование тех или иных моделей компьютера или программных средств. В 90 годы с развитием сетевых структур, объединяющих компьютеры в сеть, задачи HCI заметно изменились. Исследователи задаются вопросом о том, как пользователи компьютерных сетей теперь взаимодействуют между собой. В результате таких изменений в среду исследований вливается большое число специалистов из социальных областей знаний, которые исследуют воздействие компьютера на различные группы людей и восприятие компьютеров различными социальными группами. В это же время происходит сдвиг в представлениях о месте компьютера - с рабочего стола он перемещается в автомобили, в самолеты, в мобильные телефоны и множество других устройств. Расширяется и сфера исследования - теперь это не только работа или образование, но и игры, духовная деятельность, сексуальность. Этот сдвиг требует от разработчиков размышлений не только о функциональности и удобстве, но и о том, что компьютеры могут провоцировать, вовлекать, мешать, восхищать.Трансформации представлений о компьютере. Наши отношения с техникой на очень небольшом интервале времени претерпели несколько существенных изменений. Авторы выделяют 5 таких изменений, каждое из которых задает свой путь развития отношений человека и компьютера: Конец стабильности интерфейса. Мы больше не можем определить компьютер как некое устройство. Это, скорее, множество форм или, вообще, полное отсутствие какой либо формы. Мы начинаем их носить, и мы интегрируем компьютерные имплантанты в свое тело. Другие формы компьютеров встраиваются в наше привычное окружение - игрушки, книги, мебель - все это встречает нас как в наших личных жилищах, так и в местах общего пользования - почта, мебельные магазины и т.д. Рост зависимости от техники. Мы все больше и больше зависим от техники. Это, конечно, не новая история - человечество постоянно увеличивало свою зависимость от техники. Однако, компьютерная зависимость гораздо более комплексная и такая зависимость создает гораздо большее число уязвимых точек. Теперь это не просто создание деловых отчетов или подведение финансовых итогов, но и покупки, путешествия, медицина. Важно отметить, что не только мы все более зависим от компьютеров, но и компьютеры становятся все более зависимы друг от друга. Они заполняют все новые ниши, становятся все более автономными, но при этом и их взаимная зависимость все более растет. Рост гиперсвязности - возникают связи, о которых мы не имели даже представления 10 лет тому назад. Хотя компьютерные устройства обещают нам экономию сил и времени, само такое цифровое присутствие требует от нас массы времени. Вместо того, чтобы избавить нас от бремени, они заполняют все наше жизненное пространство. Устройства делают нас мобильными, но они же связывают нас с таким количеством людей, которое мы себя и помыслить не могли раньше. Конец эфемерности. Мы получаем такое количество информации, что она должна постоянно отвергаться или забываться. Что значит запоминать? Почему и как мы должны запоминать, как мы должны строить свои отношения с системами, которые хранят наши знания и воспоминания. Каждый из нас создает свой собственный цифровой след, который постоянно расширяется. При этом мы мы можем не знать и не планировать такие следы, но они постоянно создаются в ходе нашей сетевой деятельности, в ходе наших взаимодействий с государственными, коммерческими или частными базами данных. Все эти следы остаются, и теперь уже нет краткосрочных следов. Творческое участие. Все эти средства 2.0 провоцируют и вовлекают нас в соучастие и творчество. Изначально компьютеры были ограничены математическими задачами и решением проблем. Теперь они все больше и больше становятся средствами и инструментами творчества. И это не только в простых и привычных областях игры или самовыражения, но и в серьезных научных областях, где они поддерживают анализ и решение проблем. Каждый из нас становится производителем нового содержания, программистом и издателем. И это тоже одно из изменений наших представлений о роли и месте компьютера в окружающем мире. А что происходит с человеческими ценностями в эту цифровую эпоху? Что означает в наше время быть человеком? Можем ли мы построить графики, которые будут показывать, как те или иные ценности могут быть поддержаны, расширены, дополнены или подавлены развитием технологических возможностей. И здесь в HCI происходит еще один заметный сдвиг. Изначально отношения человек - компьютер рассматривались с традиционной точки зрения - "Пользователь". Но, по мере развития систем, в которых человек взаимодействует с компьютером, становится ясно, что этот понятный нам "пользователь" является только частью системы или частью множества систем. Такие ценности, как частная собственность, здоровье, честность, безопасность, - безусловно, должны анализироваться. Но, при этом мы должны обращать внимание на общественные и общечеловеческие ценности.Что еще почитать? Подборка ссылок на Быть Человеком - здесь много ссылок на Дона Нормана. Его книжка Дизайн Повседневных Вещей выходила на русском. http://research.microsoft.com/en-us/groups/sds/. Норман компьютер ценности цифровой след человек