Соревнования читателей (часть 1 - командные) Блог стайного советника / 13.08.2015 Продолжение темы организации читательских олимпиад, начатой в предыдущей публикации. И с индивидуальными соревнованиями было не просто, а уж с организацией совместных действий совсем тяжело.Сразу оговорюсь, что решения у меня пока нет и вопросов будет больше чем ответов.Есть какой-то опыт и воспоминания о том, как это было организовано в рамках сетевых конкурсов ThinkQuest и Virtual ClassRoom. И ощущение, что главная проблема связана с тем, что хочется оценивать именно совместную деятельность, а не результаты. Наблюдать совместную игру, а не ее завершенные результаты. Подсчитывать время владения мячом, количество передач, результативные передачи, а не только забитые мячи. Видеть "как они думают", а не то, что они придумали и написали в результате.В чем основная проблема? В том, что когда ставишь общую задачу для команды, то в команде всегда находится более сильный игрок, который берет на себя большую часть деятельности, а все остальные оказываются в роли ведомых. Та же самая проблема может быть сформулирована иначе - в команде может оказаться лентяй, который ничего делать не будет, но будет записан участником и в случае победы команды окажется победителем. Как организовать деятельность таким образом, чтобы правила поддерживали именно совместные действия? Может быть использовать подход "Один день из жизни школьника" - Впервые наблюдал этот подход в Virtual Classroom в 1999 году и потом несколько раз использовал сходную схему.Пространство проекта или поле совместной деятельности делится на 3 фрейма и в рамках каждого фрейма участник рассказывает о своих действиях в данный момент времени и дополняет этот рассказ фотографиями. Действия сходные - встал, умылся, позавтракал, пошел в школу, ... Но поскольку школы расположены в разных странах и в разных часовых поясах (Япония, Европа, США), то общая картина получалась интересной именно из-за совмещения различных точек зрения, различных культур на одном поле. В 2000 году мы повторили этот проект в рамках сетевой летней школы IATP, объединив школьников из Иркутска, Нижегородской области и Переславля Залесского. Команды школьников фиксировали действия специально отобранных участников и сопровождали цифровые фотографии своими комментариями. Участие в проекте на том этапе технического развития требовала от учеников знания языка html, умения использовать FTP протокол, умения работать с фреймами. Сейчас любой желающий может увидеть сходную картину в Живом Журнале, просто выбрав несколько пишущих школьников из одной или нескольких стран. При этом картина будет гораздо ближе к истине, поскольку записи будут отражать взгляд подростка, а не наблюдателя за подростком.Как это может быть перенесено на олимпиаду читателей? А вот если так и сделать - это есть некие дневники читателей, которые выбирают общую тему и подходят к этой теме с разных точек зрения. И они по условиям олимпиады приглашаются к командным соревнованиям, когда каждый день в течение заданного периода (неделя, месяц) каждый из них должен публиковать отчет о том, что он прочитал по заданной теме.Следующий возможный подход - Ролевой.Это попытка снять проблему того, как можно отслеживать и анализировать вклад участника и изначально показывать им, что такой личный вклад имеет значение. Можно анализировать просто индивидуальный вклад, но здесь ролевой и игровой подход используется для поддержки участников, чтобы школьникам проще понять и принять идею ответственности за определенную составляющую общего рассказа. У нас с Борисом Ярмаховым лет 12 назад был такой опыт, когда школьники на входе в проект по созданию общего текста определялись и брали в работу описание конкретного персонажа, места, растения или животного - и сильно им и нам это помогло в организации работы.При регистрации на коллективном проекте участник указывает компетенции, которыми он обладает.Участник может выбирать роль, на которую он претендует в команде. И вот эти роли могут быть даны либо в свободной форме, что организационно слабее, либо в форме выбора конкретных специализаций читателя.Может быть возможный перечень ролей: Сказочник - Я люблю читать сказки Сказочник - феи, принцессы и косметика Историк - Я люблю исторические книги и могу добавлять в произведение Волшебник - я не только Гарри Поттера читал, я знаю секреты волшебства, могу создавать заклинания Мастер по животным - Я люблю книги про животных и могу быть мастером по животным Мастер по растениям и пейзажам - я люблю книги про растения. Могу быть редким специалист по растениям и пейзажам Проводник по городам - Я люблю краеведческую литературу, знаю места и могу быть проводником по городу Поэт - Я люблю поэзию и конкретного поэта и могу к месту вставлять в наш рассказ строчки из его стихотворений Детектив - Я люблю читать детективы и могу добавить сюжетную линию Дальше проблема во многом сводится к конструированию рассказа из блоков, относящихся к различным ролям.Условно говоря, мастер по животным получает в распоряжение оранжевый ящик, мастер по растениям - зеленый, а мастер по волшебству - пурпурный. И в какой-то момент мы можем анализировать рассказ по цвету - сколько там конструкций из каждого ящика - каков вклад каждого участника. Может это излишнее упрощение и сведение ситуации к ящикам Scratch.В общем, как и обещал, - вопросов много, ответов практически нет. Scratch конструирование текст