Постер как форма упаковки информации в STREAM-проекте: Колдер и Вазарели Блог тренера / 22.07.2015 Продолжение. Начало часть 1-ая, часть 2-ая и часть 3-я....Итак, наш STEAM-проект на основе произведений абстракционистов стал приобретать ясные контуры. Теперь мы уже можем выделить предметные компетенции по предметам математика и информатика.Предметные компетенции по математике. Ученик: умеет анализировать сложный объект на картинах художников-абстракционистов и разбивать его на составляющие его элементы, умеет определять, из каких простейших геометрических фигур состоит объект и создавать (воспроизводить) его из этих элементов, знает способы вычисления, а также формулы площадей и периметров геометрических фигур, владеет приемами изображения объемных фигур на плоскости, знает про оптические эффекты при изображении объемных фигур, понимает природу геометрических "иллюзий". Предметные компетенции по информатике. Ученик умеет: работать в простейшем графическом редакторе: создание копии документа, переименование, публикация работы на своей странице сайта Google. использовать автофигуры для воспроизведения картин художников-абстракционистов, использовать опции форматирования объектов (копирование, заливка, поворот, перемещение объекта (на передний и задний планы), создание нового объекта путем группировки нескольких, рисовать с помощью прямых и кривых линий, использовать для рисования замкнутые линии, делать текстовые вставки в объекты. Но стоило ли брать такое высококачественное "сырье" для нашего проекта, если картины художников-авангардистов, повлиявших на все искусство 20 и 21 века, оставивших свой след в дизайне, архитектуре и других видах искусства, останутся лишь материалом для рисования в графическом редакторе и некоторых вычислений? Ответ, по-моему, напрашивается...Вот такие постеры создали ученики, участвующие в проекте "Математика на картинах"Понятно, что интегрированный учебный проект затевается не только для отработки нескольких предметных компетенций. Как и в любом другом проекте, материал важно переработать так, чтобы можно было ожидать и развития метапредметных, и личностных компетенций. Спасибо Елене Годуновой, которая предположила, что такой проект "способствует созданию целостной картины мира, гуманизации математического образования, развитию мышления, творческого потенциала, фантазии у обучаемых, гармоничности их развития." Добавила бы сюда очень важную задачу: помочь ученикам в изменении их ролей и позиций - от потребительской к креативной (создателя, автора, разработчика)...Почему бы не делать это на примерах замечательных мастеров-художников?Но как это может выглядеть на практике? Хорошо бы было, чтобы ученики изучили творчество и биографию художника, познакомились с образцами его работ и вообще поинтересовались его вкладом в современное искусство... Но автоматически, само-собой, боюсь, этого не произойдет. Поэтому на одном из этапов STEAM-проекта предлагаю такой прием, как создание художественного постера на любую из тем: биография художника вклад в развитие искусства черты творчества периоды творчества известные картины художественные манифесты коллекция ссылок на виртуальные галереи/музеи Этот этап вполне может превратить STEAM-проект в разновидность STREAM-проекта, поскольку есть шансы добавить сюда компетенцию функционального чтения и письма (Reading+WRiting), а именно, чтения, отбора и упаковки информации по заданным критериям.Но наш проект не был бы настоящим ART-проектом, если бы мы не ввели еще один очень важный критерий - СТИЛЯ. Наш постер имеет вид "умной карты", "кластера" или "ленты времени" и должен быть выполнен в стиле того художника, информацию о котором здесь представлена. И это ключевое условие для проекта!Ученик не просто находит, перерабатывает и представляет, сильно сжимая, некоторый объем информации... Он делает это в манере или в подходе, свойственной самому художнику, стараясь конструировать новое знание и передавать его не только через текст, но и через образ!Идея брать за основу элементы авторского дизайна и, используя их повторно, создавать новый продукт, пришла, когда собирала материал для поста Математика и абстрактное искусство в STREAM-проекте. Тогда получился вот такой плакат по мотивам Родченко: Конструктор для плаката в рисунках Google, потом были новые авторы и новые конструкторы... Теперь предлагаю с помощью постера кратко рассказать о самом художнике. Новый такой получается вид сторителлинга.Попробовала сама создать в рисунках Google (но можно использовать и любые другие инструменты) два примера того, о чем пишу выше.Пример 1. Виктор Вазарели-основатель Оп-артаВиктор Вазарели: Просто, чтобы напомнить... Один из знаменитых кубов Вазарели, который можно рассматривать и видеть разные эффекты. И еще один. Вазарели, как и многие другие представители Оп-арта, рисовал с помощью универсальных решеток (структур, как он их называл). В сервисе http://grid-paint.com/, с помощью которого я сделала эти два куба, получается быстро и просто воспроизвести картины или отдельные элементы, используя разные решетки. Но вот, как можно кратко рассказать другим людям, кто такой Вазарели и каков его вклад в искусство Оп-арта :Виктор Вазарели: основатель Оп-арта (открыть, чтобы увидеть ссылки)Для создания этой умной карты отобрана одна из картин самого художника и одна из любимых им базовых фигур - КУБ. Все дорисованные мной элементы постаралась окрасить в цвета, использованные художником на той картине, от которой я отталкивалась.Ссылки о Викторе ВазарелиВиктор Вазарели. ВикипедияОптические пространства Виктор ВазарелиВыставка знаменитого оп-артиста Виктора ВазарелиАссоциация защиты работ ВазарелиГруппа в фейсбукеПример 2. Александр Колдер и кинетизмЧто мы знаем об этом художнике? Колдера называют гениальным ребенком. А как еще прикажете называть создателя механического цирка с маленькими движущимися скульптурками? Колдер «решил проблему, поставленную в начале ХХ в. русскими конструктивистами: передать движение в его чистейшей форме».Когда выбирала, какую из нескольких типов ментальных карт создать про Александра Колдера, достаточно было прочитать статью о нем в Википедии, чтобы понять, что моя будет про то, как биография художника, начиная с самого детства, его образование и круг друзей определили не только его выбор, но и сказались на результате, на том, с чем он вошел в историю искусства. Разумеется, этот результат - мобили и стабили Кольдера. Мобили — абстрактные динамические конструкции, стабили — статичные скульптуры из окрашенного металла.Поэтому-то "умная карта" про Колдера создана в виде мобиля, в котором разные элементы в правом и левом "плечах" уравновешивают друг друга. Александр Колдер и кинетизмСсылки об Александре Колдере,Александр Колдер, ВикипедияСайт Фонда Колдера Работы Александра Колдера в музеях мираМобили и стабили Александра Колдера привезли в Пушкинской музей - выставка открыта до 30 августа 2015 года.Если бы мне пришлось создавать такой концептуальный постер про Казимира Малевича, то я в качестве основы взяла бы какую-то из его супрематических композиций. Сайт, где собраны самые известные картины Малевича.Основные образовательные результаты STREAM-проекта в области искусства. Учащийся: Знает характеристики направлений абстрактного искусства Оп-арта (кинетизма). Осведомлен о стиле живописи и методах художественной практики Вазарелли (Колдера) и общих особенностей работы мастера. Определяет место мастера в рамках соответствующего художественного движения (направления). Знает специфические понятия, лежащие в основе творчества художника. Основные метапредметные образовательные результаты STREAM-проекта. Учащийся: С помощью готовых элементов, используя простейшие инструменты графики, создает копию оригинального произведения художника. Умеет отбирать информацию из разных источников, выделять главное и представлять информацию в предельно сжатой форме. Подбирает для создания постера (коллажа) образцы живописи мастера или базовые элементы и, используя их, создает ментальную карту, тематический кластер, ленту времени и т.д. представляя информацию как в текстовом, так и в графическом виде. Участвует в оценивании и обсуждении работ одноклассников с использованием соответствующего словарного запаса. Что скажут о возможности такого STREAM-проекта коллеги? "Потянет" ли его в одиночку учитель одного предмета, будь то информатик или математик? Как вы видите сотрудничество учителей нескольких предметов? Каких этапов и материалов здесь еще пока не хватает? Буду рада отзывам и идеям... Статьи по темеПосты Елены ГодуновойПолезный микс: STEАM Полезный микс: STREАMПолезный микс: STЕM-продолжение Cтатьи по STEAM/STREAM проектамМатематика в стиле "мондриан" и "клее"Математика и абстрактное искусство в STREAM-проектеИдеи в духе STEAM: геометрический конструктор на основе рисунков GoogleИдеи в духе STEAM: PicassoHead как конструкторПостер как форма упаковки информации в STREAM-проекте: Колдер и ВазарелиSTEAM-проект: генератор Кандинского и другие интерактивные апплеты в GeoGebraSTEAM-проект: черный квадрат Малевича в Desmos и GeoGebraSTEAM-проект: треугольник в GeoGebra, как получить картину?STEAM-проект: мозаики Эшера в GeoGebraSTEAM-проект: задачи на картинахПаркеты и площади в DesmosSTEAM-проект: снежинка Коха, треугольник Серпинского и другие фрактальные объекты в GeoGebraSTEAM-проект: по спирали!Рисуем мандалы в GeoGebra, или Чудо поворотной симметрииУрок виртуальной кройки: клетка, полоска, узор...Кривые Безье и воспроизведение картин оп-арта в GeoGebraГеометрия лоскутного одеяла: новые идеи...Богатая математика - бедная математикаМагия и польза японского кроссвордаСпирали и спирографы: джазовые импровизации в GeoGebraЧто общего между снежинкой и оп-артом?"Случайная" красота в GeoGebraБыстрый старт в Geogebra: зимняя темаС тегом Art в GeoGebraМного красного: стратегии поискаНациональный орнамент и математикаИстория про то, как мы делали 3D-модель школы...Прекрасная геометрия на бумаге и не только...Cмотри в зеркало, или Задачи на осевую симметрию в GeogebraКонструкторы узоров для текстиля. Часть первая: рисунки Сони Делоне"Угадать" ситчик! Ткани Варвары Степановой и Любови ПоповойВесенняя тема: создаем банданы и образцы тканей с "огурцами"Математика и искусство — переплетение возможно!АРТ-математика: воплощаются ли идеи?Ловим рыбку в море, или Игры, пазлы, мультики в GeoGebraСуха теория, мой друг, а древо жизни вечно зеленеет... STEAM STEM stream искусство математика рисунки Google