После звонка. Дополненная реальность ФДЦ “Смена” Блог методиста / 19.04.2015 Вот и пролетели 2 недели программы “Поколение Intel”, которая проходила на берегу Черного моря в федеральном детском центре “Смена”. 30 ребят из трех городов – Архангельска, Москвы и Сарова Нижегородской области, с 12 по 25 октября 2014 года приехали в лагерь, чтобы получить опыт разработки мобильных технологий и освоить удивительные возможности, предлагаемые сегодня. В курсе “Дополненная реальность” школьникам предстояло освоить технологии QR-кодирования/декодирования, научиться создавать метки дополненной реальности на слоях цифровой карты с помощью сервиса Augmentation Hoppala, записывать на Google карту цифровой след своего пешеходного маршрута, дополнять его текстовыми и фотомаркерами, создавать ауры для материальных объектов на территории лагеря и исследовать созданный мир дополненной реальности с помощью браузера Layar. Как же проходили наши занятия? Прежде всего, нам предстояло обследовать окружающий нас реальный мир с помощью наших мобильных помощников. Вооружив свои мобильные устройства новыми приложениями Qrdroid, Aurasma, My tracker, Layar, школьники выбирали на карте лагеря интересные объекты, собравшись командами, обсуждали маршрут движения и отправлялись в увлекательную экспедицию. Надо ли говорить, что самым заманчивым объектом для ребят было море! Одна за одной выходили команды на пляж, ставили метки на цифровой карте, делали фото и снимали ролики, в которых волны, приближаясь к берегу, перекатывали с легким шорохом гальку на пляже. Трудно было оторваться от созерцания безбрежных морских просторов и высокого неба над головой. Однако командам удалось уложиться в отведенное на прохождение маршрутов время и получить материалы для своей работы. В компьютерном классе работа была такой же дружной и увлекательной. Было приятно наблюдать, как внимательно подростки изучают примеры создания объектов дополненной реальности в виде аур. По признанию команд, именно эта технология стала самым большим открытием курса дополненной реальности. Ребята с энтузиазмом создавали свои собственные ауры и размещали их в своих каналах на сайте studio.aurasma.com. Серьезной работой стал поиск информации о некоторых объектах лагеря. История строительства корпусов и других объектов на территории лагеря, размещенная на официальном сайте smena.org,не всегда могла помочь ребятам. На помощь приходила наблюдательность и внимание к информационная материалам, размещенным внутри корпусов Смены. Обратились мы за помощью и к работнику музея Смены, экскурсоводу Любови Григорьевне, она провела для нашей младшей группы экскурсию в лагере “Голубая долина”. В результате каждая команда создала небольшую вики статью об одном из объектов лагеря на сайте wiki.iteach.ru. Команды старшеклассников, которые изучали технологии дополненной реальности на второй неделе смены, пристальное внимание уделили исследованию точности размещения меток на слоях цифровой карты. В настоящее время из-за временного ограничения функционала сервиса Augmentation Hoppala невозможно заменить карту Google на более точную Яндекс-карту. Поэтому разброс в реальном расположении цифровых меток относительно их истинного географического положения достигал от 50 до 150 метров. Поэтому группе пришлось в буквальном смысле охотиться за “убежавшими” геометками с помощью своих мобильных устройств и браузера дополненной реальности Layar. К окончанию курса каждая команда собрала и представила результаты своей практической работы с технологиями дополненной реальности. Благодаря знакомству с выступлением разработчиков студии Aurasma на конференции TED, ребята получили достаточно широкое представление о применении аур в различных областях. Тем более интересно было узнать, а какие же новые возможности для применения AR-технологии они могут предложить. Поэтому заключительная защита работ проходила в формате конкурса идей “Миллион за идею”. Каждый участник смены получил карточки с условным номиналом в 1000000 и 500000 рублей. Выслушав идеи использования технологии создания аур, каждый мог отдать свой “инвестиционный капитал” за понравившуюся идею. Идея, получившая наибольший объем финансирования, объявлялась победителем. Как же распределились предпочтения “инвесторов”? Лидером голосования стала идея Андрея Мокрушина и Альберта Хайрутдинова о прикреплении аур к афишам новых фильмов в кинотеатрах, она заработала 10 миллионов рублей и голоса 12 участников смены. Во время презентации идеи ребята особенно подчеркнули то, что такие ауры наиболее впечатляюще можно делать для фантастических фильмов. В этом случае, большинство людей, которые сегодня идут по улице мимо кинотеатра, смогут почувствовать атмосферу, в которую переносит этот фильм зрителей, и с большим интересом придут в кинотеатр. Эта тема безусловно привлекательна для многих подростков, потому ее лидерство было прогнозируемым. Не менее интересной признали участники идею оснащения аурами информирующих знаков на дорогах страны. Знаки, которые дают информацию о ближайших пунктах медицинской помощи, питания, гостиницах безусловно могут и должны давать путешественникам на дороге более подробную информацию, которая позволит оказать нужную помощь быстрее. В идею “вложили” 9,5 миллионов инвестиционных “рублей”. Авторы идеи – ученики Архангельской Ломоносовской гимназии Николай Мясников, Болотов Артем, Броваров Арсений. На третье место с вложениями в размере 8,5 миллионов вышла идея для крупных торговых центров, предложенная московскими школьниками Павлом Пигаревым и Дмитирем Гуманюком. На четвертом месте по инвестициям осталась идея, связанная с нашим школьным пространством. Роман Строков и Арсений Захаров предложили дополнить аурами привычную всем старшеклассникам периодическую таблицу химических элементов Менделеева, которую можно увидеть в каждой школе. Ауры могут вызвать интерес к изучению многих тем по химии в старших классах. Заключительный фестиваль ярко продемонстрировал, что современные школьники прекрасно осваивают в короткие сроки множество технологий, приходящих к нам через мобильные устройства, с большим желанием сами познают секреты создания мобильных приложений, готовы придумывать и предлагать свои оригинальные способы включения их в повседневную жизнь. Закончилась недолгая лагерная смена, образовательная программа “Поколение Intel” завершилась, но осталось ощущение важности того дела, которым занимались школьники на необычных уроках. Пройдет немного времени, и они закончат школу, выберут вузы и получат профессии. Надеемся, что для многих ребят учебные курсы, прошедшие на берегу черного моря, станут навигатором их будущей жизни.Еще по теме: Дополненная реальность для целей образования Дополненная реальность. Создание ауры Создание дополненной реальности (опыт работы в загородном лагере) STEM дополненная реальность дополнительное образование летние лагеря пришкольные лагеря