Организация сетевого игрового взаимодействия учащихся в Google-документах Блог Ларисы Агрба / 31.03.2014 В условиях внедрения ФГОС для каждого учителя, остро встает проблема поиска новых форм и методов обучения, ориентированных на организацию активной познавательной деятельности школьников и учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. Результатом такого поиска может стать игровая технология, всегда делающая ставку на активизацию обучающихся в учебном процессе.Практически в копилке каждого педагога есть своя игра, которая неоднократно и эффективно применялась им в учебном процессе. Но современный школьник уже не представляет себя без Интернета, сетевого взаимодействия и компьютерных игр, а потому организация игрового модуля в сети Интернет обладает большей привлекательностью, а следовательно, и высокой эффективностью обучения.В то же время игра – это особо организованное занятие, требующее от ее участников напряжения эмоциональных и умственных сил. В ее ходе всегда предполагается принятие решений, а желание выиграть обостряет мыслительную деятельность участников. Поэтому к игре, как педагогической технологии предъявляются определенные требования, поскольку применяя ее как форму обучения, учитель должен быть уверен в целесообразности её применения и полном соответствии игры задачам обучения. Опыт проведения игрового взаимодействия учащихся в рамках сетевых проектов позволил определить алгоритм его создания, который предлагается Вашему вниманию. Алгоритм организации сетевого взаимодействия в игровой формеВ качестве иллюстрации рассмотрим игру «Города», разработанную и проведенную в рамках сетевого проекта «Волшебный экспресс» на образовательном портале Letopisi.org.1. АктуализацияНа этом этапе необходимо определить: предметную область для организации игры, какой учебный материал будет изучаться с использованием игровой технологии и как увязать игру с другими способами обучения. Содержание игры разрабатывается в полном соответствии с учебным планом по выбранному предмету.Основой игры, которая пронизывает собой ее структурные элементы, является познавательное содержание. Познавательное содержание заключается в получении, усвоении, закреплении тех знаний и умений, которые применяются при решении учебной проблемы, поставленной игрой.Предметная область: иностранный язык (программный языковый материал по учебным темам «Города», «Путешествие», «Известные люди», «Достопримечательности»). Содержание игры: название городов и достопримечательностей на изучаемом языке.2. Цель игрыПедагогическая игра обладает существенным признаком - четко сформулирована цель обучения и соответствующий ей педагогический результат, которые характеризуются учебно-познавательной направленностью. При планировании игры дидактическая цель превращается в игровую задачу, учебная деятельность подчиняется правилам игры, учебный материал используется как средства для игры, в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую, а успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.Основная педагогическая цель игры – поднять интерес учащихся к учёбе, и тем самым повысить эффективность обучения.Цель игры: во время игры расширить знания учащихся по учебным темам: «Города», «Путешествие», «Известные люди», «Достопримечательности».3. Место игры в учебном процессеУчитель должен определить результаты и учебные задачи, какие он хочет получить с помощью игры (закрепление изученного материала, отработка конкретных знаний и умений, систематизация, повторение). Сетевое взаимодействие учащихся в форме игры может быть успешно использовано как на уроке, так и во внеурочное время. В результате игры участники узнают названия городов на изучаемом языке, закрепят свои знания и расширят словарный запас по учебным темам: «Города», «Путешествие», «Известные люди», «Достопримечательности». 4. Идея игрыБез игрового замысла и игровых действий, без организующих игру правил дидактическая игра или невозможна, или теряет свою специфическую форму, превращается в выполнение указаний, упражнений.Игровой замысел состоит в том, чтобы на основе созданной проблемной ситуации и соревнования команд активизировать мышление учащихся, превратить весь процесс обучения в процесс активной поисковой деятельности и самостоятельных открытий. Идея игры состоит в том, что учитель формулирует учебную проблему или создает проблемную ситуацию, а учащиеся стараются решить эту проблему. Они понимают, что для решения проблемы им недостаточно имеющихся знаний. В этом случае игровая ситуация выступает как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебно-познавательной и поисковой деятельности. На этом этапе учитель решает, какую игровую идеи следует выбрать по данной учебной теме. При ее выборе, необходимо учитывать возраст учащихся, степень их владения материалом, уровень знаний по предмету, владение навыками, необходимыми для реализации игровых действий в сети. В противном случае, видя перед собой невыполнимую или трудновыполнимую задачу, учащиеся могут потерять всякий интерес к игре.За основу сетевой игры выбирается популярная интеллектуальная игра «Города» (сетевой аналог), которая проводится на изучаемом языке.5. Создание игрового модуляЭто ключевой этап организации сетевого взаимодействия в игровой форме. На этом этапе необходимо разработать правила игры и подготовить игровой модуль.а) Правила игрыКаждая игра имеет свои правила, которые определяют порядок действий в процессе игры, систему поощрения и штрафы за нарушение правил. Кроме того, правила воспитывают умение управлять своим поведением, подчиняться их требованиям и взаимодействию в коллективе. Если игра строится на замысле, который хорошо знаком учащимся с детства, то целесообразнее придерживаться тех правил, существующих для этой игры в реальности. Если используется авторская идея игры, то правила необходимо прописать как можно подробнее и огласить правила заранее.Правила игры «Города»б) Игровой модульМестом проведения игры может быть выбран любой сетевой ресурс с функцией совместного редактирования. Наиболее надежным таким сетевым ресурсом являются Google-документы (документ, презентация, рисунок). Учитель составляет Google-документ в соответствии с замыслом игры и создает шаблон игрового модуля. Доступ к нему может быть дан в зависимости от подготовки участников игрового взаимодействия, правил игры, количества играющих команд и т.д. При сетевом взаимодействии школьников, необходимым условием игры является наличие на время игры компьютера, доступ в Интернет и, желательно, Google-аккаунт.Пример игры «Города» 6. Игровая деятельностьСущественной стороной игры являются игровые действия, которые регламентируются ее правилами, способствуют познавательной активности учащихся, дают им возможность проявить свои способности, применить имеющиеся знания, умения и навыки для достижения целей игры. Игровые действия состоят в том, чтобы быстро и без ошибок отвечать на вопросы соперников, выполнять нужные задания. Следить за правильностью ответов своих товарищей из своей и другой команды, консультировать или брать консультацию, не нарушать дисциплину, быть внимательным и активным.При организации игрового взаимодействия обязательно соблюдение: Принципа развивающей деятельности (игра проводится не ради игры, а с целью развития личности каждого ученика и всего коллектива в целом) Принципа включенности каждого ученика в игровое действие (не пассивное созерцание со стороны, а активное включение каждого). Ход игры1. Перед игрой команда заходит в свой Google-аккаунт или запрашивает ПАРОЛЬ для входа в специально созданный для игры аккаунт.2. Для начала игры команда (любое количество участников) загружает протокол (Google-документ) игры желательно по ссылке, которую можно опубликовать или разослать по аккаунтам из которых участники играют.3. Регистрация в игре подразумевает организационный момент, когда участники собираются Google-документе и набирают в соответствующей позиции название своей команды.4. Ходы делаются в соответствии с правилами игры сразу после регистрации команды в игре.5. Игра проходит строго по правилам.Инструкция для игроков «Игра «Города»» Протокол игры на французском языкеПротокол игры на немецком языкеПротокол игры на английском языке 7. Анализ игры и подведение итоговВажнейшая роль в игровых технологиях принадлежит заключительному обсуждению, в котором учащиеся совместно с учителем анализируют результаты игры, а также ход учебно-игрового взаимодействия. Подведение итогов игры включает в себя как дидактический результат (что нового учащиеся узнали, как справились с заданием, чему научились), так и собственно игровой (кто оказался лучшим, что помогло ему достичь победы) и объявление результатов.Если игра проводилась в рамках урока, то ее итогом может быть отметка участника игры в зависимости от полученных результатов или личного вклада в результат команды. Итоги внеурочной игры могут осуществляться в командном или индивидуальном рейтинге участников, и определением и награждением победителей.Результаты игры «Города», проведенной в рамках сетевого проекта «Волшебный экспресс»Алгоритм организации игрового сетевого взаимодействия несложен, но с его помощью вы сможете организовать для своих учеников игру, которая не только поможет в учебе, но и даст им позитивный настрой на дальнейшее изучение Вашего предмета! Google-документ игра сетевая технология сетевое взаимодействие