Компьютер на уроках музыки? Kochetkov / 19.10.2010 Давненько я не проводил уроков музыки... А когда проводил, обходился как-то на уроках без компьютера, хотя уже активно использовал его дома для работы со звуком и музыкального творчества. Когда собственного опыта накопилось достаточно для того, чтобы передавать его тем, кому он интересен, с удовольствием согласился на предложение вести в школе кружок компьютерной музыки. Предполагалось, что соберутся ребята, которые хотели бы использовать компьютер для собственного музыкального творчества. На первые занятия пришло 8-10 человек, до конца учебного года доходило 4-5. Писать музыку на компьютере - это как рисовать, как вышивать, как программировать, как осваивать живой музыкальный инструмент, в конце концов... На занятии можно показать готовые результаты, а также приемы и способы, которыми они достигались. Основная же работа должна происходить дома, не один час, не один день...Причем тут уроки музыки?Недавно ВКонтакте, в группе "Я-Учитель!" была открыта тема "Уроки музыки в школе". Автор темы поставил вопрос о необходимости уроков музыки в современной школе вообще. Что тут сказать... есть образовательный стандарт, обязательный минимум уровня подготовки выпускников. Измерять этот уровень ныне принято разнообразными тестами; соответственно, содержание уроков музыки, в первую очередь, будет нацелено на успешную сдачу этих тестов.Так что, если в кабинете музыки есть компьютер, он, скорее всего, будет работать на это. Еще компьютер будет работать dvd- и mp3-плеером, а в паре с проектором будет демонстрировать учебные фильмы и мультимедийные диски, репродукции и презентации - учительские и ученические.В особо продвинутых случаях, когда учитель смог соединить имеющийся синтезатор с компьютером по midi-интерфейсу, в режиме урока можно демонстрировать ноты, появляющиеся на экране во время нажатия клавиш синтезатора. В принципе, можно и без синтезатора обойтись, используя для этого мышь или виртуальную клавиатуру. И это, пожалуй, единственный случай, когда компьютер выполняет специфическую работу, присущую исключительно урокам музыки. Все остальные приемы использования компьютера - те же, что и на других предметах, и опыт такого использования вполне можно заимствовать у других учителей-предметников.Увы, но богатейшие возможности компьютера в области работы со звуком и музыкального творчества в условиях школьного предмета "музыка" использовать не представляется возможным. Да и стоит ли?Предположим, настало светлое будущее, у каждого ученика - личный планшетный компьютер или нетбук, и проблема с тем, что заряда батарейки не хватит на весь учебный день, решена. В кабинете музыки - беспроводная сеть. Просто сказка! У каждого под рукой - целый оркестр с бесконечным числом инструментов, программируемая шарманка и студия звукозаписи! Можно ВСЁ: радиопередачи (подкасты), "театры у микрофона", саундтреки к фильмам и мультикам, собственные композиции любого жанра - от клубного "тыц-тыц-тыц" до фонограммы-минусовки к школьному празднику. А если кто-то еще, вдобавок, умеет петь и на чем-то играть(!) - таких мы тут же запишем, обработаем, сведем, сохраним в mp3 и выложем на школьном сайте. Кроме того, можно "замутить" совместный проект с друзьями из разных концов света - договориться о совместно исполняемой песне, обменяться музыкальными и вокальными партиями - и собрать в одну композицию голоса и звуки со всего земного шара!Ну что ж, немного помечтали, пора и назад, в "здесь и сейчас". На самом деле всё, что перечислено выше, технически реально и финансово уже доступно. А причины, почему этого все-таки нет - совсем не в том, что нету "1:1". А в том, что это - не для урока, не для класса и не для школы в том виде, в котором они сейчас есть у нас. Но это - совсем другая тема.Поделюсь лишь своими изысканиями. Дело в том, что всё, на чем я работал до сих пор со звуком, было... э-э,... незаконно используемым. Последние две недели я задался целью найти... уж не аналоги, а хотя бы что-то, на чем можно было бы добиться результата, пусть с бОльшими усилиями, но хотя бы такого, какой не стыдно показать после уже созданных работ, сделанных на профессиональном, но безлицензионном софте.Если с обработкой оцифрованного звука к Audacity, худо-бедно, но можно приноровиться (после любимого Vegas-а), то в отношении midi-редакторов (эй, есть тут кто-нибудь, кто работает с midi?!), как сейчас говорится, засада. Бесплатные экземпляры - а-ля конец 90-х, под win95-98. Уж не смотрим даже на интерфейс, лишь бы работать можно было. Увы, возможности этих редакторов полностью соответствуют их оформлению. Конечно, избаловались мы за эти годы, но снова привыкать пользоваться полосой прокрутки вместо колесика мыши...Спасибо, есть добрые люди на свете, создали LMMS (Linux Multi Media Studio). Не пугайтесь Linux в названии, есть Windows-версия. Её-то я и протестировал. Потратил половину воскресенья, но результатом, в целом, доволен. Конечно, много неудобств, по сравнению со старым добрым Cakewalk-ом, но с этим, попривыкнув, вполне можно жить и работать. По крайней мере, на школьном уровне.Итак, LMMS - явная калька с популярного и известного FruityLoop's-а. Рассчитана, в первую очередь, на любителей покрутить всякие ручки, поподключать всякие модули, понастраивать всякие настройки, а еще строить музыку из предварительно самостоятельно сформированных кирпичиков. Мне, привыкшему к классической строгости редакторов для взрослых, все эти игрушки не нужны. Я буду работать, как привык, рисуя каждую нотку в Piano Roll-е, т.к. являюсь нотно неграмотным. Те, кто уверенно владеет клавишным инструментом, могут подключить его как внешнее midi-устройство, и наиграть каждую партию вживую. Тонкости этого процесса не опишу, т.к. моя миди-клавиатура отдала концы еще до того, как в природе появились адаптеры midi/usb, и мой удел теперь - иногда пощелкать по кнопкам виртуальной клавиатуры. Но, думаю, проблем с подключением синтезатора возникнуть не должно, особенно, если Интернет под рукой.Стратегия для таких, как я, следующая. Позакрывать все ненужные окна, кроме окна "Финальный секвенсор". Создать несколько треков sf2-плеера. И сохранить это как шаблон для всех своих последующих работ.Для простой и несколько тягомотной техники дальнейшего рисования музыки осталось только подключить к каждому треку банк инструментов .sf2, широко известный как Sound Font. Со времен господства Sound Blaster, в Интернете таких банков навалом. Ничего, правда, не могу сказать по поводу лицензионной чистоты их использования; может, кто-нибудь поинтересуется и потом здесь народ просветит... Скажу лишь, что все инструменты из приложенной ниже композиции - из банка 8MBGMSFX.SF2 размером до 8мб. Работал на ноутбуке ACER (Celeron 1,86 ггц, память 512, WinXP SP2). Глюков и тормозов во время работы у LMMS замечено не было. Конечный результат можно сохранить для дальнейшего редактирования в собственном формате LMMS, а также экспортировать в .wav или .ogg. Жаль, нет экспорта в .mid, хотя импортировать и работать с midi-файлами программа может.Кстати, портал edugalaxy.intel.ru отказался загрузить файл .ogg, что с его стороны не прогрессивно ! Пришлось конвертнуть его в .mp3, открыв в Audacity.Резюмирую. Audacity+LMMS+большое желание=аудиопродукция для любых самых смелых школьных проектов и событий.Для тех, кому интересно, готов описать свою работу с LMMS более подробно. СПО компьютер музыка