Стеклянный класс на стенде INTEL: как в ситуации е-обучения обжиться учителю? Блог тренера / 06.02.2014 Для начала разберемся, что входит в число компонентов, меняющих учебную среду учебного заведения, в контексте е-обучения*? Технологии (компьютеры и другие устройства, вписывающиеся в образовательную среду учебного заведения); Подключение к сети; Локализованный (адаптированный под условия школы) цифровой контент; Улучшение методов преподавания (например, навыков совместной работы), также профессионального развития; Внешняя политика (государства) и внутренняя политика (установки) школы; Стратегии финансирования; Оценка успешности программ е-обучения, в том числе, методы оценивания в контексте е-обучения; Взаимодействие с поставщиками (коммерческая экосистема). *Intel eLearning Deployment Guide: Integrate ICT in EducationКак видим, результат может быть достигнут только в результате суммирования всех усилий, всех участников школьного сообщества - администрации, спонсоров, родителей, учителей. Но на часть элементов системы учитель может оказывать влияние, а за некоторые может взять ответственность на себя. Для этого ему самому нужно быть в курсе изменений в технологиях, пополнении доступного образовательного контента, а также в методах обучения и подходах к оцениванию.Для учителя важно при подготовке урока использовать доступные программные приложения так, чтобы достижение образовательных результатов стало более эффективным. Для этого ему необходимо:- разрабатывать самому или адаптировать готовый цифровой контент, а также продумать, как встроить его в учебный процесс, связав его с существующей программой и стандартами; - сделать доступным этот контент для учащихся и управлять им (изменять, дополнять, отслеживать его использование учащимися);- спроектировать учебную деятельность на уровне сценариев уроков или учебных проектов;- поддерживать необходимый уровень взаимодействия и обратной связи с учащимися (в том числе, следить за посещаемостью);- организовывать оценивание и тестирование учащихся; - поддерживать учебное (учащееся) сообщество и самому участвовать в его деятельности. Что предложила учителю для решения этих задач компания Intel на выставке образовательных технологий BETT-2014? Какие новинки?Попытка рисовать на планшете в приложении ArtRageНаиболее интересными для массового использования могут стать планшеты, специально разработанные для образования.Портативные планшеты Intel® с операционной системой Android версии 4.2, которые можно использовать в форматах мобильного обучения или для реализации проектов и для обучения вне классной комнаты.Здесь есть все, что нужно для такого обучения:"читалка" для чтения электронных книг (Kno textbooks), "блокнот" для записей My Notes/MyScript Notes Mobile, программы просмотра веб-страниц и хранения фото/видео, а также мгновенный доступ к тысячам приложений для планшета Android. Устройства также снабжены видеокамерой, причем это специальная видеокамера для проведения лабораторных работ Intel® Education Lab Camera by Intellisense*, стилусом, USB-разъемами и разъемами для карт памяти. К планшету можно присоединять множество различных датчиков, но также передача данных возможна посредством Bluetooth. Устройства обладают повышенными противоударными свойствами, а также защитой от пыли и воды. Они оборудованы антивирусником McAfee Mobile Security и специальной программой "защиты от вора" (Intel® Education Theft Deterrent with TPM).Из интересных приложений, которые могут быть полезны учителям всех предметов, можно перечислить те, которые разработаны в рамках направления Intel Education.Intel® Education Resources - набор инструментов для организации обучения, куда входят:Visual Ranking Tool - приложение для визуального ранжирования.Showing Evidence Tool - инструменты для анализа и оценки информации.Assessing Projects - средства для оценивания проектов.Среди полезных приложений здесь инструменты развития технологической грамотности и критического мышления и средства создания ментальных карт. В этом наборе есть даже Mobile Scenarios for K12 - специальное приложение для мобильного обучения, включающие работу с данными, создание текстового и медиа-контента, инструменты для быстрой связи и сотрудничества. В заключение хочется назвать еще один инструмент - для всех - который я сама испытала на стенде Intel и осталась им очень довольна:ArtRage* - приложение для рисования на экране планшета, в том числе, рукой. Включает в себя широкий спектр инструментов и эффектов: акварель, перо, разные заливки, стикеры, "спрей", и, конечно, вставку текста.Это далеко не полный список того, с чем можно работать на новых планшетах, специально разработанных для работы в классе и вне его. Но для того, чтобы писать о новых инструментах более детально, конечно же, необходимо испытать их на практике!Альтернативой планшетам в классе (и вне его) могут быть ноутбуки, также специально разработанные для образования. Это поколение трансформируемых классмейтов с поворотными экранами Classmate PC - ConvertibleПеречислю несколько его характеристик, а уж учителю самому решать, что удобнее на парте - планшет или классмейт.В классмейте установлена операционная система Windows 8 и есть такой же, как для планшетов, набор специального программного обеспечения для организации е-обучения. Есть программа-антивирусник и "защита от кражи".Противоударные свойства (защита от падения с высоты в 70 см.), батарея, рассчитанная на 10-часовую непрерывную работу, прочные разъемы, резиновые ножки (для устойчивости) и выдвижная ручка для переноски. Вдобавок к функциям "тачскрин" или сенсорный экран — реагирующий на прикосновения к нему, устройство снабжено поворотной видеокамерой (угол поворота 180˚), которая может быть очень удобна для проведения лабораторных работ. Думаю, что именно эти критерии могут стать решающими при выборе, какое из устройств будет надежнее в работе.Теперь о новинках использования возможностей дополненной реальности ((augmented reality) для обучения. Дополненная реальность предполагает наложение созданных на компьютере изображений на вид реальных объектов. Один из примеров, "дополняющий" коробку с конструктором LEGO до изображений реальных продуктов, которые можно построить из деталей конструктора.Эта виртуальная гора Эверест позволяла тренироваться в определении высоты ее вершин при помощи метки в виде черного прямоугольника на листке бумаги: удаляя или приближая листок с меткой к монитору, можно управлять высотой линии, обводящей изображение горы.На стенде Intel также наблюдали, как это может быть реализовано с бумажным школьным учебником по физике, в страницу которого подобным образом образом "встроен" опыт (мы увидели пример математического маятника). Причем, этим опытом можно даже управлять, меняя положение метки и таким образом - какие-либо параметры опыта.Представьте, что так же могут "оживать" географические карты, ноты и любые иллюстрации в учебниках (от портретов ученых и писателей до страниц художественных текстов) - то есть любые изображения, служащие метками для визуализации цифровых объектов. И вообразите, насколько нагляднее станут наши учебники, дополненные виртуальной реальностью в формате видео или флеш!Еще одна технология - управление жестом (GestureControl). На стенде демонстрируется, как на изображении возникает геометрическая фигура буквально "на кончиках пальцев" демонстратора. Это виртуальный объект, дополняющий реальность, - самого учителя. Теперь такой меткой, которая запускает механизм дополнения реальности, являются пальцы или руки человека. Сейчас приложения управления жестом (контактным и бесконтактным) разработаны и для планшетов с операционной системой Android. Установив на планшет специальное приложение, вы с помощью бесконтактных жестов можете выполнять некоторые задачи на сенсорном экране, например, перелистывать страницы или переключаться между приложениями. Более разнообразное применение новой технологии для образования предстоит еще освоить на практике!У стенда Intel: процесс пополнения карты посетителей, оставивших свой след в виде личной фотографии... Нас уже много!Какие силы и процессы трансформирует учебный класс, оборудованный меловыми досками и партами, в класс 21 века - на этот вопрос ответить сложно, но можно, - коллективно разбираясь с новинками и технологическими решениями для школы, что и делают авторы-блогеры на Галактике. Но что может заставить учителя преобразовать учебный процесс - на этот вопрос он может ответить только он сам! BETT-2014 Intel Англия учебная среда школа