Медленное чтение в эпоху сверхскоростей biarmicus's blog / 18.12.2013 По закону Мура каждый год происходит удвоение производительных мощностей компьютерных процессоров. Пятнадцать лет назад весь объем информации, накопленной человечеством на то время, оценивался в 4 Терабайта. Сегодня 4 Терабайта - это объем стандартного жесткого диска ОДНОГО персонального компьютера, количество которых исчисляется уже миллиардами. В мире компьютерных технологий вектор развития однозначно стремится в сторону “быстрее, больше, мощнее”. Мы сейчас живем в такое время, когда потребность (и связанная с нею вероятность) дочитать чего-либо до конца существенно снижаются - будь то литературное произведение, научная статья или просто длинное письмо, “упавшее” нам в почтовый ящик по списку рассылки. Гипертекст, ставший основным пространством чтения, научил нас “выдирать” из линейного текста ключевые слова, на развилке ссылок уходить туда, где нужнее и интереснее, по RSS заголовку и имени автора “достраивать” содержание, которое мы в глаза не видели. Гипертекст создает гораздо больше возможностей двигаться в пространстве текстов не линейно, прочитывая одну книгу, стоящую на нашей книжной полке, за другой, а непредсказуемо, то следуя “в кильватере” суперчитателей, вкусу и авторитету которых мы научились доверять, то “отклеиваясь” от них для того, чтобы остановиться около только нами самими обнаруженной текстовой “вкусности”, чтобы самостоятельно попробовать их “на язык”.Было бы ошибкой считать, что гипертекст ведет только к ускорению процессов чтения, что они подвластны только той же логике “быстрее, больше, мощнее” компьютерного железа. Гипертекстовая среда нашего чтения - и прежде всего, там, где речь идет об образовании, содержит прекрасные возможности для ЗАМЕДЛЕНИЯ чтения. О том, зачем это нужно, уже шла речь в предыдущем посте. Теперь речь о том, как это можно делать в школе.В “классической” методике медленного чтения текст обрастает “мясом” за счет его скурпулезного исследования и обсуждения на занятиях педагогом и студентами. Непревзойденным примером такого “наращивания” является цикл видеолекций "Беседы о русской культуре" профессора Юрия Лотмана, в котором строки литературных произведений и факты культурно-исторической жизни страны переплетены настолько тесно, что заставляют резонировать самые глубинные струны души любого человека, говорящего и читающего по-русски. В какие же стороны можно наращивать “мясо текста” в сторону его замедления и углубления?1.Картографирование текстаНачну с того, с чего начался мой собственный опыт “замедления” чтения на уроках литературы. Так вот, на мой (совершенно неискушенный в методике преподавания школьной литературы) взгляд огромным, атомным потенциалом обладают художественные тексты, привязанные к местности. “Проходя” текст литературного произведения не по верхушкам смыслов, а в буквальном смысле - ногами, мы даем возможность нарасти тому самому “смысловому мясу”, которого так не хватает в школьных учебниках. Один раз пройти по Бородинскому полю маршрутом Пьера Безухова или по Сормову горьковской Пелагеи Власовой или по Питеру Раскольникова - это значит получить эмоциональный и культурный опыт во много крат более полезный и мотивирующий, чем опыт прочтения этих текстов “ради отметки”. Великие тексты - даже писателей-фантастов всегда привязаны к местности. Это мощнейший ресурс, которым надо пользоваться учителям литературы! Современные сетевые технологии предлагают целый “пучок” расширений, которые позволяют наращивать “мясо текста”, появляющееся при его картографировании. Определили по тексту ключевые точки маршрутов - пометили их координатными точками - нанесли на карту Google. А потом еще и пролетели над маршрутом на высоте птичьего полета. Или же создали целый слой на Google - планета земля, посвященный этому литературному путешествию. Неслучайно, один из самых успешных проектов по “наращиванию мяса” художественных текстов - это Литературные путешествия Google Lit Trips.2. Театрализация текстаОдин из классических приемов замедления текста - его театрализация. Даже такой простейший прием, как чтение пьесы по ролям, дает очень многое. Сегодня же, вместе с повышением доступности средств видеозаписи, сделать собственный фильм по художественному тексту технически сложностей не представляет. Съемка фильма по той же “Грозе” Островского - произведению, прямо скажем, не самому животрепещущему, могла бы многое добавить к пониманию школьниками того, что собой представляет художественный текст. В свое время в школе я преподавал английский язык на дико сложных для современного понимания оригинальных текстах Шекспира. В течение полугодия мы ставили Ромео и Джульету и снимали фильм-постановку. Английский при этом изучался косвенно - ведь надо же понимать, что говорит твой персонаж! Сегодня такие постановки можно делать не только в классе, но и в удаленном режиме, используя один из сервисов видеотрансляций.3. Викификация текстаПростейший способ замедлить текст - превратить его в вики-гипертекст. Для этих целей подойдет как старая добрая Media-wiki, так и более функциональный Google сайт. Берем классический текст: Мой дядя самых честных правил, Когда не в шутку занемог, Он уважать себя заставил И лучше выдумать не мог. Его пример другим наука; Но, боже мой, какая скука С больным сидеть и день и ночь, Не отходя ни шагу прочь! Какое низкое коварство Полуживого забавлять, Ему подушки поправлять, Печально подносить лекарство, Вздыхать и думать про себя: Когда же черт возьмет тебя!и прописываем ссылки. Почему роман в стихах начинается с упоминания какого-то дяди, который потом никак на действие произведения не влияет? Как на пушкинский текст повлияло его увлечение романами Ч.Метьюрина? Откуда в тексте взялся “черт”? Кто в русской литературе, кроме онегинского дяди, был “самых честных правил”? Вот лишь несколько вопросов, которые помогут “подвязать” ссылки на небольшие исследовательские вики-страницы едва ли не к каждой пушкинской строке.4 “Моокизация текста”Моокизировать текст - это значит исследовать его глубинные связи, разыскивать потерявшуюся в годами мотивацию слов, фраз, поступков, из которых состоит ткань литературного произведения и интересно и убедительно об этом рассказывать - в формате видеолекции. То есть делать с текстом литературного произведения то, что делал с ним великий филолог Юрий Лотман. Конечно, провести полномасштабное историко-культурное исследование всего творчества автора школьнику вряд ли под силу. Но провести локальное исследование, материалы которого могут помочь оноклассникам, например, при подготовке к экзамену - дело и интересное и полезное. Сервисы видеохостинга и MOOC оболочки нам в этом помогут.5. Визуализация текстаВоспринимать длинные тексты, не имеющие визуальных опор - дело трудное даже для взрослого, не говоря уже о ребенке. Техники визуального мышления (скрайбинг, концептуальные карты и многое другое) - это то, что поможет “нарастить мясо” над каркасом сухого текста.6. Компьютерное моделирование текстаСложные отношения между героями литературных произведений можно пытаться понять с помощью методов компьютеного моделирования. Например, чтобы объяснить, почему стрельцы в романе Алексея Толстого “Петр Первый” уступили в сражении регулярной армии, которую они превосходили в численном отношении, можно построить компьютерную модель и, меняя в ней различные параметры, конструировать альтернативные варианты развития событий в романе.Способов замедления текста с компьютерными технологиями может быть множество. Углубляясь и детально прорабатывая один текст, мы открываем возможности для углубления и проникновения в пространство текстов, которые и составляют литературу.Автор выражает благодарность О.Ф.Брыксиной за тему этой публикации. Google wiki видео визуализация гипертекст компьютерное моделирование чтение