Онтология сообщества на доске Блог стайного советника / 24.10.2013 В продолжение непростой темы анализа совместной сетевой деятельности. От рассмотрения отдельного примера деятельного сообщества на примере шахматной школы мы попытаемся подняться к информационной онтологии сообществ совместной сетевой деятельности. И как уже было не раз, мы используем метафору доски, на которой эту онтологию будем разделывать.Это то, что к настоящему моменту у меня получилось - большая концептуальная схема, по которой можно перемещаться и анализировать элементы и их связи.Есть элементы и отношения, которые кажутся мне наиболее значимыми. Если помните, я в какой-то момент достаточно резко высказался про использование терминов информационная среда и экологическая система - если уж использовать эти слова, то нужно идти в этом направлении до логического конца и говорить и показывать эволюцию, которая в такой экосистеме происходит. В рамках представленной онтологии есть понятие эволюции и оно относится к коллекции вариантов, которые создаются участниками сообщества. Я очень надеюсь, что дальнейшая дискуссия и рубка топорами на мосту позволит схему уточнить и поправить. Тем, кто захочет поучаствовать в процессе на уровне правки исходных файлов VUE - с удовольствием пришлю. Субъект Субъект - человек, который принимает участие в деятельности внутри рассматриваемого деятельного сообщества. Субъект является участником сообщества. Деятельность субъекта направлена на изучение и изменение объекта. Результатом операций, которые производит в ходе деятельности субъект над объектом, является продукт. Деятельность субъекта опосредована медиаторами. В своей деятельности субъект руководствуется правилами, которые приняты в данном сообществе. У субъекта в сообществе есть роль (статус, положение). Попутным результатом продуктивной деятельности является обучение субъекта. Обучение позволяет субъекту приобрести новый статус и занять новое положение. Субъект начинает свою деятельность в сообществе с периферийного участия и постепенно перемещается в центр сообщества.Объект Объект деятельности это – система, на изучение и изменение которой направлена деятельность субъекта.Например, в игровой практике объектом деятельности является система, включающая фигуры на доске.Медиатор Медиаторы это – посредники, помогающие субъекту взаимодействовать с объектом и воздействовать на объект. Медиаторами являются физические вещи (вещи, помогающие думать и действовать), знаки и примеры поведения других участников. Для сообщества характерны его собственные медиаторы.Язык Язык – один из медиаторов продуктивной деятельности внутри сообщества. Язык позволяет сохранить продукт деятельности как результат, вариант развития событий, предложенный участником.Деятельность Действия участника, направленные на изменение изучаемой системы и построение варианта развития этой системы. Например, деятельность субъекта или нескольких субъектов игровой деятельности, объединенных настольной игрой, можно рассматривать как процесс создания возможного сценария партии. В ходе создания сценария партии игроки постоянно выдвигают гипотезы, подвергают эти гипотезы теоретической и практической проверке.Продукт Продукт - результат деятельности субъекта, направленный на изменение объекта. Продукт является вариантом изменения и развития объекта. Продукт может быть записан и сохранен. Сохраненный продукт становится объектом или элементом коллекции (литературы) данного сообщества. Продукт, как вариант и элемент коллекции, отбирается и используется участниками сообщества в последующей деятельности. Продукт непосредственно влияет на поведение участника. Продукт служит для обсуждения и оценивания - когда участники обращают внимание на то, как сделан продукт или написан сценарий.Рецепт Записанный и сохраненный сценарий получения продукта. Если продукт это – пирожок, то сохраненный письменный сценарий приготовления пирожка это – рецепт. Благодаря письменному языку, принятому в данном сообществе, продукт, который был создан в ходе деятельности, возможный сценарий развития событий на доске, в классе, в организации, в стране – записывается, сохраняется и становится доступным всем членам сообщества. Каждый может посмотреть на то, как был выстроен сценарий, произвести его анализ, и может построить на нем дальнейшие действия. Благодаря рецепту, вариант привлекает внимание, его отмечают, оценивают, комментируют и используют. В результате оценивания и обсуждения вариант отбирается, а его авторы продвигаются внутри сообщества.Правила Правила деятельности – правила, которым следуют члены сообщества при создании продуктов, записи рецептов, описании, обсуждении, оценивании результатов. У сообщества есть нормы и правила, которые могут быть воплощены в формальных документах либо быть негласными правилами, которые соблюдаются участниками. Например, в игровых сообществах правила поведения за доской. Например, в игре го есть негласное правило отвечать в том месте, где идет активное сражение. Нарушение этого правила может рассматриваться как личное оскорбление. Обязательные формальные правила - ход и нажатие на часы - делаются одной рукой. Например, в Scratch правила хорошего тона - ссылаться на объекты из коллекции, которые были использованы в качестве исходных материалов и идей при подготовке к данного продукта.Коллекция Множество объектов, созданных внутри сообщества в ходе продуктивной деятельности. Субъект использует коллекцию для того, чтобы использовать готовые фрагменты решений внутри сценария, избегать неудачных сценариев, видоизменять сценарии, которые завершились неудачно, но содержали внутри себя интересные возможности. Коллекция содержит множество вариантов развития событий, которые могут происходить с изучаемым объектом. Коллекция содержит множество примеров деятельности взрослых и товарищей. Эти примеры поведения других участников сообщества являются медиаторами познания. Увлекательные примеры сыгранных партий, сочиненных историй или мелодий, созданных программ, - привлекают новых участников сообщества практики. Стоит вспомнить слова Марвина Минского о том, что литература начинается не с грамматики и не с правил, а с увлекательных историй, которые привлекают наше внимание и повествуют о вещах, которые имеют для нас значение. Эти слова в равной мере справедливы для мира книг, мира игровых партий и мира компьютерных программ. Коллекция - это собрание вариантов, которые создают члены сообщества. Например, для сообщества шахматного клуба - это записи шахматных партий. Для сообщества игроков в компьютерной игре - записи сыгранных компьютерных игр. Для сообщества программистов - тексты программ. Для сообщества футурологов - записи возможных сценариев будущего. Для сообщества учителей - это сценарии организации учебной деятельности. Обсуждение и оценивание Непродуктивная деятельность связанная с объектами коллекции – обсуждение, оценивание, сравнение рецептов. В результате обсуждения создаются тексты, которые имеют методический характер, влияют на отбор вариантов участниками. Тексты обсуждений и оцениваний составляют коллекцию, которая пока названа «Критика».Критика Критика - оценки, обсуждения, комментарии, связанные с вариантами рецептов, представленных внутри коллекций. Критика или методическая литература всегда вторична по отношению к продуктивной деятельности. Критика и оценивание влияют на выбор тех вариантов и рецептов, которые анализируют участники. Критика и методика - это обсуждение деятельности. Критическая или методическая литература - это литература о том, как лучше организовать деятельность. В процессе анализа и сравнения реализованных сценариев субъекты создают принципы оценивания и отбора, которые становятся частью методической и критической литературы.Сообщество Сообщество - это множество субъектов, объединенных общими интересами, объектами и общей продуктивной деятельностью. Субъекты, использующие общие объекты, медиаторы, правила, - являются членами сообщества или участниками сообщества. Участники сообщества связаны между собой большим числом непосредственных или опосредованных связей, чем остальные субъекты популяции. Вещи и знаки, которыми пользуются участники сообщества, определяют границы сообщества и являются связующими социальными объектами. Сообщество индивидуальных субъектов, участвующих в поиске или конструировании наилучших или допустимых сценариев, можно рассматривать в качество коллективного субъекта совместной деятельности.Роль и статус Успех участника - успешное решение проблемы и создание нового успешного сценария - приводит к тому, что участник продвигается внутри сообщества. Роль и статус участника внутри сообщества определяется компетентностями, которыми обладает этот участник. Компетентности должны подтверждаться деятельностью участника. Роль и статус внутри сообщества. Могут быть явные роли наставника: того, кто помогает советом, чей комментарий и оценка имеют особое значение Могут быть неявные статусы участников, ничем не обговоренные. Статус участника определяется качеством объектов, которые он производит.Социальные ценности Предметы или явления материального или духовного характера, обладающие положительной значимостью, т. е. способные удовлетворять какие-либо потребности сообщества.Проблемное поле субъекта Проблемное поле индивидуального субъекта в ходе создания целевого продукта ограничено созданием и проверкой единичного сценария. Например, каждая партия в настольной или компьютерной игре является реализацией возможного сценария развития событий. В ходе реализации этого сценария проверяется одна или несколько гипотез. Игрок или пара играющих предлагают свой сценарий или свою версию развития событий в системе.Проблемное поле сообщества Проблемное поле сообщества не совпадает с проблемным полем индивидуального субъекта. Проблемная ситуация допускает множество решений и позволяет сформировать проблемное поле, на котором разворачивается деятельность субъектов деятельности. В деятельном сообществе всегда есть общая проблема, которая интересует всех участников, и они в меру своих сил предлагают общее или частичное решение данной проблемы. Проблемное поле сообщества включает в себя множество сценариев. Цель группы состоит в том, чтобы исследовать максимально широкое проблемное поле и обеспечить отбор наиболее перспективных сценариев.Результаты отдельного субъекта Результаты отдельного субъекта включают продукты, которые он создает, умения и знания, которые он приобретает в ходе этой продуктивной деятельности.Участие в деятельности, направленной на достижение практического результата внутри деятельного сообщества, позволяет участнику изменить свое положение внутри сообщества, установить новые отношения с объектом, субъектами и средствами деятельности. Эти новые отношения меняют поведение участника и являются результатами обучения. Обучение, как неоднократно подчеркивал Дьюи, является важным, но попутным результатом продуктивной деятельности.Результаты сообщества Результаты сообщества включают не только продукты деятельности отдельных участников, но и отношения и связи, которые возникли в ходе продуктивной совместной деятельности между участниками и самих участников, которые изменили свои компетентности в ходе совместной деятельности. Результатом деятельности сообщества является развитие сообщества - расширение проблемного поля, увеличение разнообразия вариантов внутри коллекции, развитие принципов оценивания и отбора, изменение поведения участников, которое происходит благодаря освоению участниками новых компетенций и ролей внутри сообщества.Обучение Обучение, освоение новых компетентностей позволяет участнику изменить свой статус и свое положение внутри сообщества практики.Компетентности Специальные компетенции сообщества относятся к данной системе совместной деятельности. Это компетентности, которые свойственны самому сообществу и необходимы для того, чтобы получить определенный статус. Например, уметь разыгрывать закрытые начала в игре. Уметь разыгрывать стандартные положения в го. Умение мыть посуду в практике биологической или химической лаборатории. Компетентности могут иметь более широкое применение и быть востребованы в других сообществах. Например, в рамках игрового сообщества осваиваются такие компетенции, как стратегическое мышление, способность разрабатывать и реализовывать планы, сценарное мышление.Мотивы Мотивы - то, зачем участники приходят в деятельное сообщество. Возможность участвовать в совместной деятельности, возможность вместе практиковаться и учиться. Возможность повышать свой статус внутри этого сообщества.Эволюция Постепенное изменение характеристик объектов, происходящее в течение смены поколений от предков к потомкам.Отбор Отбор - это механизм, лежащий в основе эволюционных изменений. Коллекция объектов содержит множество вариантов. Наиболее привлекательные варианты отбираются и воспроизводятся в последующих вариантах, т.е. оставляют потомство. Отбор направляет движение эволюции, контролируя состав коллекции, удаляя или забывая некоторые варианты, таким образом, прекращая развитие коллекции в одном направлении, и позволяя другим вариантам получить большее распространение, поддерживая развитие коллекции в другом направлении. Отбор элементов для дальнейшего использования в деятельности осуществляется участниками на основании привлекательности вариантов для данного участника. Субъекты используют (отбирают) варианты, имеющиеся в коллекции. На отбор влияет обсуждение вариантов внутри сообщества.Коэволюция Постепенные изменения в поведение участников, связанные с приспособлением к действиям других участников.Внешний мир Внешний мир включает другие системы. Компетенции, которые участник может освоить в рамках данного деятельного сообщества могут быть востребованы в других экосистемах совместной деятельности.А это представление онтологии на игровой доске, чтобы можно было задавать вопросы типа - А что это у вас за роли в точке F10 ? деятельность онтология сообщество