Компьютерная анимация и Шрек из города Питера biarmicus's blog / 08.10.2013 Мы живем во время, когда любая сторона человеческой жизни открывает свою цифровую, или компьютерную сторону. Мы покупаем себе самую настоящую еду по интернету, собираясь в байдарочный поход, изучаем онлайн карты, шьем себе одежду, используя выкройки, сделанные на компьютере. Не стало исключением и искусство. Компьютер, программное обеспечение, интернет становятся необходимыми для работы инструментами художников, музыкантов и танцоров. Но как далеко может "убежать" искусство в виртуальный мир? Не рискуем ли мы, что компьютерная составляющая возьмет верх и оторвется от человеческой? Как обо всем этом рассказывать на уроках школьникам? Вот одна история, которая показывает, как, на самом деле, тесно переплетены компьютерное и человеческое начало в современном искусстве, причем том, которое полностью принадлежит детям - мультипликации.В 2001 году случилось нечто, в результате чего индустрия мультипликации в США, да и во всем мире, оказалась перевернутой с ног на голову. Еще за год до этого стандарты мультипликации, со всеми ее обязательными атрибутами - красавцами-героями, героинями с роскошными локонами и вздернутыми носиками, монструозными, но туповатыми антагонистами, птичками, собачками, кошечками, оленятами, слащавой музыкой в стиле Пола Уайтмена и неизбежным хеппи-ендом - казались незыблемыми. Мы говорили "мультфильмы" - подразумевали "Дисней". Мы говорили "Дисней" - подразумевали "мультфильмы". А тут такое… Неуклюжий, зеленый, похожий на приземистый шкаф главный герой. Вместо оленят - драный осел, к тому же говорящий на гарлемском "черном" диалекте. Главная героиня, взрывающая своими воплями птичек и жарящая из их яиц омлет на завтрак и, ко всему прочему, оказывающаяся людоедшей. На экраны "кинотеатров" вышел компьютерный мультфильм "Шрек".За это мы должны быть благодарны Джеффри Катценбергу - падшему ангелу и бывшему топ-менеджеру империи Диснея, одному из наиболее успешных продюсеров в ее истории. Джеффри ушел из компании Дисней в 1994 году, поссорившись на творческой почве с ее президентом - Майклом Эйзнером и основал собственную компанию Dreamworks, где и начал переворачивать основания мультипликации, заложенные на заре двадцатого века Уолтом Диснеем. Прежде всего, Катценберг отказался играть на поле Диснея - рисованной мультипликации, создав концепцию трехмерной компьютерной анимации, в результате чего персонажи мультфильмов стали приобретать вполне реалистические черты. А затем и отказался от диснеевской слащавости, до отказа насытив свой первый проект в новом качестве - Шрек аллюзиями и пародиями самых возможных мастей.В каком-то смысле Шрек стал "энциклопедией американской жизни". В нем можно найти отсылки к популярным телешоу и кино-блокбастерам, мультяшные портреты известных личностей и рок-хиты последних десятилетий в саундтреке фильма. Не преминул Катценберг уколоть и своего экс-босса Майкла Эйзнера, сделав до обидного похожим на него главного злыдня фильма - коротышку лорда Фарквада. Но самое удивительное во всем этом водовороте намеков в том, что в самой сердцевине этой абсолютно, по мультипликационным канонам, сюрреалистической истории о любви людоеда и людоедши, находится совершенно реальная история.Морис Тилле родился в … Санкт-Петербурге в 1903 году, куда его семью занесла профессия его отца, который был инженером-железнодорожником, приехавшим в Россию из Франции по контракту - строить Транссибирскую магистраль. Морис рос худощавым светловолосым мальчиком и близкие из-за миловидной внешности называли его в семье Ангелом. Того, что случилось дальше, не предвещало абсолютно ничего…В 1917 году отец Мориса скончался, в России началось чего-то несусветное и мать мальчика - к слову, преподаватель иностранных языков - решила вернуться во Францию. С самим же Морисом началось что-то непонятное. Его конечности стали стремительно расти и достигли совершенно чудовищных размеров. То же произошло с головой, размеры которой стали в два раза превышать размеры головы обычного человека, при том, что рост его остался прежним. Ангел превратился в урода. Врачи определили, что Мориса поразила редкая болезнь, связанная с нарушением выработки организмом гормонов роста - акромегалия и даже признали Мориса человек "наиболее из ныне живущих людей телесно сходного с неандертальцем" (к слову, такой же болезнью болеет бывший боксер Николай Валуев). На интеллектуальном же развитии Мориса это никак не сказалось. Он закончил колледж, знал 14 (!) иностранных языков, писал стихи и прозу, хорошо играл в шахматы, мечтал о карьере адвоката, но… прохожие тыкали в него пальцами и называли монстром.Перенесенные лишения закалили характер Мориса Тилле. Он был сильным человеком и поэтому не сломался. Он выбрал едва ли не единственное возможное правильное решение - переехал в США и сделал там карьеру профессионального рестлера - полу-спортсмена, полу-актера. Он боролся на рингах, неизменно собирая огромные толпы зевак, пришедший посмотреть на "людоеда" (именно так называли его репортеры) и Тилле поддерживал этот образ, развлекая зрителей перед схваткой знаменитым "людоедским рыком". Не без известной доли сарказма Морис придумал себе сценический псевдоним "Французский Ангел", с радостью подхваченный публикой. Борцом он был очень успешным - из за его невероятной физической силы (говорят, никто из его соперников так и не смог устоять перед его невероятным "медвежьим захватом") и очень высокой организованности. Каждое утро Морис начинал с часовой пробежки, после чего несколько часов тренировался в спортивном зале. За пределами своей профессиональной жизни силача с внешностью людоеда он оставался скромным и деликатным человеком, предпочитая из всех других развлечений чтение и игру в шахматы с друзьями, которых у него было не так много - всю жизнь Морис был одинок. В одиночестве он прожил и умер через несколько часов после того, как узнал о смерти своего давнишнего друга.О "Французском Ангеле" Морисе Тилле забыли. От его удивительной карьеры осталось лишь несколько фотографий, которые, по всей видимости, и попались на глаза Джеффри Катценбергу и которые легли в основу этой сказочной истории. При работе над публикацией использованы материалы сайта - http://deathmaskofmauricetillet-theangel.blogspot.ru. искусство мультипликация