Что есть что в визуальном мышлении biarmicus's blog / 11.05.2013 В последнее время у нас на Галактике появилось несколько новых понятий, связанных с визуализацией и графическим представлением информации. Иногда речь идет о принципиально новых техниках, которые стали возможны в результате развития компьютерных технологий, иногда речь - о хорошо забытом (или просто порядком поднадоевшем) старом. Чувствую необходимость внести некоторую ясность (в силу моего собственного, конечно, понимания). Итак, центральный термин, с которого надо начинать - это “визуальное мышление”. То есть способ упаковки информации (как выраженной словами, так и пребывающей до поры до времени в очень нечетком и невыраженном виде, например, в качестве догадки или интуиции) в графических образах. Визуальное мышление проявляется, как минимум, в трех ключевых ситуациях.-Когда нам нужно что-то придумать или решить проблему (визуальное творчество).-Когда нам нужно что-то кому-то объяснить (визуальное объяснение).-Когда нам нужно что-то кому-то представить. Или продать (визуальная презентация).Визуальное творчество. Происходит тогда, когда нужно найти решение проблемы и перейти от догадки к чему-то более оформленному. Обратим внимание: на этом этапе автор создает нечто, что должно быть понятно ему самому. Самая распространенная визуальная форма, которая служит этой цели - это почеркушка.Почеркушка - это очень вольный, очень размытый, во многом бессознательный графический набросок, связанный с какой-либо идеей, являющейся решением (или как то связанный с решением) проблемы, над которой работает автор. Почеркушка может не иметь никакого развития (она остается на полях рукописи в архивах автора). Почеркушки выглядят, как правило, неказисто (для ее создания не нужны никакие изобразительные навыки), но роль их огромна. В них и с их помощью рождаются все гениальные изобретения и произведения искусства. В официальной школе почеркушкам места нет. А зря.Скетч или эскиз - это черновой графический набросок будущего графического произведения (картины, скульптуры, архитектурного сооружения, инженерного решения). Может иметь самостоятельную художественную ценность. Требует от автора определенных изобразительных навыков. Запрограммированная модель. Я знаю, как минимум, одного человека (да вы все его знаете для которого, чтобы чего то придумать, нужно написать программу-модель, которая будет делать примерно то же, что и решение, над которым работает автор. В процессе программирования автор определяет номенклатуру объектов, которые понадобятся ему для решения, определяет их свойства и основные процедуры, которые будут выполнять объекты. “Думание через программирование” - это не самый тривиальный способ мышления, но очень может быть, что за этим будущее. Визуальное объяснение. На этом этапе, кроме того, чтобы о чем-то подумать, нужно позаботиться еще и о том, чтобы это было понятно еще кому-нибудь. Поскольку стилей визуального объяснения может быть множество, то и формы визуального объяснения могут получаться весьма разнообразные. Кроки. Самый простой способ произвести графический образ чего-то (все равно чего) “на лету” это взять кусок мела или фломастер и нарисовать это - даже у “нехудожника” получится рисунок в стиле кроки. Существует целая развернутая система объяснения через рисование (ее автором является американский дизайнер и консультант Дэн Роум). Существует и панический ужас перед рисованием чего либо на глазах у учеников (я же не учитель рисования! я же учитель пения!) В реальных школах второе существенно преобладает над первым. Интеллектуальные и концепт-карты. Если объяснить надо не то, как выглядит предмет, а то, какие существуют отношения между предметами - удобно воспользоваться интеллектуальными картами. Их никто не запрещает рисовать мелом на доске, но есть и вполне удобное программное обеспечение, для этого и предназначенное - Mindmeisterб Graphviz, Freemind и т.д. Для более сложных вещей, там где нужно не только указать факт наличия связи, но и описать эту связь, подойдет ПО для создания концептуальных карт - VUE или CMap Tools. Опорные сигналы. Имеют четкую функциональную направленность - запомнить материал, чтобы быть в состоянии воспроизвести его, когда спросят. Являются мнемической техникой запоминания. Шпаргалка. Собственно, то же самое, что и опорные сигналы и предназнченное для того же самого, только создаваемое не автором учебника и учителем, а учащимся.Комикс. Последовательность рисунков, рассказывающих какую-то историю. Позволяет визуализировать персонажей, отношения между ними, показать динамику сюжета. Может быть реализован как профессиональной командой, в которую входят писатели, сценаристы, художники-дизайнеры, так и самими учащимися. Лучший, на мой взгляд, учебник по теории вероятности выполнен в жанре комикса.Визуальная презентацияКроме всем хорошо известных и порядком поднадоевших PPT презентаций с их клипартами и буллетами из новообразований последнего времени стоит отметить ролики-объяснялки в стиле Салмана Хана. Выглядит это так: расказчик записывает в видеоролик объяснение, иллюстрируя его на лету незамысловатыми кроки-иллюстрациями. Получается самый успешный образовательный ресурс 2010-х годов.Инфографика. Инфографические визуализации используются для графического представления больших массивов данных. Как правило, составление качественного инфографического продукта требует работы математика и дизайнера. Скрайбинг. В “классическом” виде, который можно обнаружить в роликах RSA animate, скрайбинг - это ролик, на котором речь рассказчика проиллюстрирована видеорядом, который создает “на лету” художник. Профессиональный скрайбинг - дело затратное по времени и по деньгам. Однако, как показал Пол Богуш, скрайбинг вполне может использоваться и на уроках в школе. При известнй сноровке даже школьники могут производить вполне качественные ролики. визуальное мышление