Скажите мне, коллега, как художник художнику... biarmicus's blog / 05.05.2013 С некоторых пор я заметил, что любой поход на почту для меня превращается в мучение. Происходит это потому, что почта - это последнее оставшееся место, где от меня требуется писать что-то руками. Кривые буквы, корявый почерк, сомнительная подпись, сочувственный взгляд девушки-почтальона - “может быть, вам еще один бланк”? Чувство глубокой утраты навыка писать руками - который когда-то был, но оказался утраченным. Точнее, променянным - на навык слепого десятипальцевого машинописного ввода на клавиатуре компьютера. При том, что этому машинописному вводу никто меня не учил (жизнь заставила), а писать от руки очень даже учили - сначала в начальной школе прописными буквами, а потом в институте - письмо печатными латинскими буквами входит в программу подготовки учителя иностранного языка.Начав сразу после института работать в школе, я обнаружил, что меня не учили очень важной вещи - рисовать. У учителей иностранных языков, особенно тех, у кого нет своего кабинета, вообще незавидная судьба. По школе они ходят,как мудрецы с острова Лапуту, с кучей всевозможных кукол, плакатов и наглядных пособий - потому что надо показывать то, чего пока невозможно объяснить. Поскольку у меня своего кабинета на первых порах не было, пришлось спасаться подручными средствами - и рисовать фломастером на ватмане разного рода кошек, собак и котов. Так неожиданно для себя я заработал репутацию человека, “который умеет рисовать кроки”. Согласно Википедии, кроки (от фр. Croquis), это - Подозреваю, что существует еще и определение кроки в среде учителей иностранного языка, для которых кроки - это “графический набросок предмета, человека или ситуации, который позволяет указать на предмет без необходимости называть его на родном языке”. За свою педагогическую карьеру я не разу не сталкивался с тем, чтобы умению рисовать кроки где-либо учили, хотя, чем больше я про это думаю,тем больше понимаю, что умение визуализировать мысль, идею или текст - это совершенно необходимое умение для любого без исключения учителя, который хочет, чтобы истины, которые он изрекает, были бы не просто зазубрены, а поняты учениками. Два года назад мне попалась на глаза книжка американского косультанта и дизайнера Дэна Роума “На обороте салфетки” . Дэн стал известен, в частности, тем, что сумел объяснить в нескольких рисунках сложнейший процесс реформирования системы здравоохранения США - чего до этого не удавалось даже самой американской администрации. Дэн, пожалуй, пошел дальше всех современных теоретиков визуализации и предложил целую развернутую систему организации визуального мышления, одинаково применимую и в образовании, и в консалтинге, и в науке и на производстве. Но как быть тем, кому, по их собственному признанию “медведь на руку наступил”? Дэн предлагает проделать простой тест. Возьмите листа бумаги и фломастер (это должна быть ровная, чистая бумага, и хорошо, ярко рисующий фломастер) и нарисуйте пять вещей: линию, прямоугольник, треугольник, окружность и “кляксу-облако”. Если у вас получилось хотя бы что-нибудь такоето вы умеете рисовать! Потому, что просто соединяя эти элементы, вы можете нарисовать что угодно, выразить в рисунке какую угодно идею или концепцию. Именно из таких квадратиков и линий состоит уникальный стиль Дэна Роума:Дело , как выясняется, тут не в технике рисования, а в определенной культуре мышления, что, как известно, дело наживное. Для иллюстрации приведу один рисунок, который представила в виде комментария на мой предыдущий пост Наталь_яЭто, как мы видим, шпаргалка обыкновенная. Но в этой шпаргалке неизвестный нам школьник сумел продемонстрировать незаурядное мастерство визуального мышления, сумев с помощью минимального набора элементов представить фрагмент очень непростого для современного читателя текста “Слова о полку Игореве”. Простой пример, который показывает, что умение визуально мыслить есть у каждого человека. И было бы очень неправильно вместо того, чтобы развивать его, со временем его утрачивать. В эпоху компьютеризации соблазн вместо того, чтобы нарисовать что-то свое, найти чего-то похожее, но чужое, очень велик. Но не теряем ли мы при этом что-то важное? визуальное мышление