Сетевые вызовы современному образованию. Вызовы времени Блог стайного советника / 30.01.2013 Незапланированный вызов. Я его в начале обсуждения даже не рассматривал. Но тут мне в руки попала вторая книга Клея Ширки про когнитивный избыток, творчество и щедрость во времена всеобщей связанности. И прежние мысли Ширки были про сетевую деятельность, а тут от много и подробно пишет именно про время.И не про то время, в котором мы сейчас живем, а про то время, которое люди проводят в социальных сетях, загружая фотографии и видео на Фликр или Ютьюб, играя в компьютерные игры.Ключевая сцена в книге, на мой взгляд, когда Ширки общается с девушкой от телевидения и рассказывает ей про то, как люди все эти действия совершают. А она его спрашивает про главное - А откуда люди берут на это время?И тут Ширки взрывается: Люди, работающие на телевидении, не имеют права задавать подобные вопросы! Уж эти то люди наверняка знают откуда берется время.Что ведь именно было интересно у Ширки - он всегда ссылается на свой личный опыт - на те поступки, которые он совершал и ценности, которыми руководили его поведением. И он не стесняется признать, что ценности могли быть ошибочными. Это очень хорошо прослеживается, когда он обсуждает вопрос с телевидением. Он и сам раньше считал, что часть времени обязательно надо тратить на телевизор. Он сам раньше испытывал глубочайшее презрение к тем, у кого были всякие личные увлечения. И он уверен, что общество в целом относилось и может быть еще и сейчас относится с презрением к людям, у которых есть хобби и которые проводят свободное время, собирая модели самолетов или наклеивая марки в альбомы. Их считали неудачниками. Настоящие мужики ходят на работу, а после работы смотрят телевизор. Это правильно и так принято. В 20 веке телевидение было тем анестетиком, который помогал людям справится с новым для них образом жизни. В 18 веке, когда люди попадали в города и пытались к ним приспособиться, таким средством был джин - люди просто пили. Как пишет Ширки, жители Лондона в 1720 году были охвачены поголовным пьянством. Уже в 20 веке все большему числу платили за то, что они думали и говорили, а не за то, что они создавали или передвигали вещи. И для этого поколения смазкой, облегчающей переход к новому постиндустриальному обществу, стали ситкомы, сериалы, мыльные оперы - все это было общепринятым средством избавления от избыточного свободного времени.А те, кто эту смазку не использовал, были в меньшинстве, и к ним относились с презрением. И у них не было возможности объединиться в группы и делиться своими достижениями с другими, такими же, неудачниками. Но с появлением сети и дружественных средств, которые позволяют делать и обмениваться сделанным, все эти отдельные люди получили возможность объединяться в группы, и оказалось, что людей, готовых что-то делать - иногда не очень полезное, а иногда очень нужное, - на самом деле очень много. И мы сейчас видим, как меняются модели поведения. Иметь хобби, совершать поступки, делать маленькие полезные действия - это лучше, чем смотреть телевизор.Я бы тут даже обострил - играть в компьютерные игры (безотносительно их обучающего значения) уже лучше, чем смотреть телевизор.Вот эти люди, развалившиеся в креслах и представляющие, что они эльфы, - они, конечно, могут оставаться лузерами в глазах широкой общественности, но тут важно с чем сравнивать, где проходит граница абсолютного поражения и абсолютного проигрыша. Полностью проигравший - это человек, опустившийся до уровня потребителя, и решающий, кто лучше: тот или иной герой телевизионного сериала. Все остальное - обмен фотографиями, переписка с друзьями в социальных сетях - все это может казаться нам пустой тратой, но это все на уровень выше - это все показывает, что люди что-то делают сами, люди делают выбор и свой излишек сил и времени расходуют в созидательных целях. В конце книги у Ширки пример, когда ребенок 4-х лет смотрит на телевизор и начинает искать мышку - потому что сама ситуация, когда он ничего не может сделать с изображениями и потоком информации с экрана - кажется ребенку неправильной - он к этому не привык и мириться с этим не может. Это могло бы расцениваться как движение - уберите людей от телевизора. время деятельность потребитель телевизор