Коллективная Азбука удалась Блог стайного советника / 17.11.2012 Это краткий анализ того, что было создано в рамках коллективного ноябрьского Scratch-проекта когда мы в очередной раз пригласили участников собрать проект, в котором будет некая последовательность появления персонажей - в качестве примера был предложен текст стихотворения про Дом, который построил Джек. Дальше все развивалось для меня как-то неожиданно.Во-первых, проект вызвал какую-то совершенно удивительную активность участников - и по числу комментариев и по числу участников, которые вложились в проект. Почти 1600 просмотров и более 200 комментариев к посту Галактики.Более 30 ремиксов от начального проекта. При этом мы явно наблюдали самоорганизацию, когда участники между собой обсудили то, какая тема им подойдет лучше всего и двинулись по направлению созданию общей Азбуки.Множество участников пыталось встроиться в процесс, но по техническим причинам у них это не получилось.Дальше можно анализировать как именно развивалось взаимодействие, что происходило в блоге и как выстраивалась взаимодействие на сайте скретча, благо, средства самого сайта позволяют проследить историю того, как из одного проекта получаются следующие.Это самый первый проект, с которого все началось - в проекте уже есть Аист и к нему постепенно добавляются новые герои.Необходимо упомянуть, что и мое исходное предложение поиграть с темой повторяющегося вызова уже упомянутых в тексте персонажей, и предложение Наташи Яниковой развернуть проект по типу теремка, когда постепенно собираются сказочные персонажи, практически никакой поддержки не встретили, и совместная деятельность развивалась сама по себе. Обратите внимание - интересная боковая ветвь проекта:И мы тоже молодцы - потому что ни разу на всем протяжении проекта мы им слова поперек не сказали, никого не ругали, не хвалили и просто задумчиво наблюдали, какие они все молодцы и умницы. Наши помогающие ручки были убраны глубоко в карманы. Я думаю, поэтому все так и распустились и позволили себе погрузиться в творчество.Дальше пойдут замечание об обустройстве. Они не столько критика, обращенная к участникам, сколько задумчивость об увиденных проблемах:1) Последовательность действий - вот эта необходимая в кооперации последовательность, что пока первый или предыдущий не сделает, то и последующий ничего сделать не сможет - в сетевых проектах надо эту сложность преодолевать, но пока не знаю как.2) Техническая грамотность участников - конечно, это дело десятое и с опытом и практикой приходит, но проект в итоге получился очень тяжелым - под 10 мгб. Много картинок на белом фоне. Правится это легко - переходим в режим редактирования костюма и заливаем фон вокруг костюма прозрачным.3) Стремление выразиться и представить чуть больше, чем оговорено правилами и исходным сценарием. Вот эта такая просто беда. Спрайтов 32 и для каждого спрайта должен быть 1 скрипт - сценарий с его действиями. Нет - у нас в проекте 56 скриптов. Не вдаваясь в то, что делают эти скрипты - в любом случае правило 1 спрайт - 1 скрипт выполнить не удалось. 4) Повторное использование картинок - откуда они в эту сказку попадают и что можно с этим делать? Отдельная у меня забота - остановить использование персонажей из диснеевских мультиков в качестве персонажей русской азбуки и русских сказок - тут у нас ослик и медвежонок точно не родные, а взятые из неизвестных сетевых коллекций.Как один из подарков участникам - обратите внимание на коллекции зверей, птиц и рыб, которые я специально для вас на сайте скретча разместил. Галерея животных, живущих в России. Многое здесь сделано Сергеем Борисовичем Шустовым. Это все открыто для повторного использования и сделано все корректно на прозрачном фоне, так что ваш герой будет нормально перемещаться по экрану. Не нужно лишних героев создавать - возьмите качественные и готовые. Всем будет лучше и легче.5. Сценарная идея. Тема сценария деятельности меня тут больше всего волнует - тут такое большое и интересное поле для обсуждений и раздумий. Уметь работать именно со сценарием, планировать происходящее на экране, планировать происходящее в среде совместной деятельности - такое большое искусство дизайна. Я когда-то давно обнаружил у себя в сусеках журнал с куском сценария фильма "Потомок Чингизхана" и был поражен, как подробно там прописаны каждая сцена и каждый кадр:149. Баир выскакивает из окна.150. Взрыв.151-152 Бешенные облака.153. Полковник лезет из под обломков. Кричит.154. Лейтенант встает, расставляя ноги и срезаясь; (косо).155. Ракурс кричащего лица полковника.- К оружию156. Ракурс кричащего лица полковника.157. Ракурс кричащего лица лейтенанта.- Поймать158. Лев - скульптура.159. Лев на флаге.160 - 161. Кадры тревоги из первой части.- Уничтожить.162 - 163. Кадры тревоги из первой части.164 - 165. Бешенные облака и сверкание.166. Скачущий Баир размножается.Весь фильм Потомок Чингизхана теперь можно посмотреть в сети.Когда я предлагал в качестве основы Дом, который построил Джек, у меня было какое-то не очень четкое видение, что многие детские сказки и рассказки устроены общим образом. В них всегда есть общий элемент повтора, может быть ,это хвостовая рекурсия, хотя тут я могу ошибиться. Смотрите: Дом (окончание) Пшеница вызывает дом Птица вызывает пшеницу, Пшеница вызывает дом Кот вызывает птицу, Птица вызывает пшеницу, Пшеница вызывает дом .... и практически тоже самое в сказке про репку Репка Дедка дергает репку Бабка дергает Дедку, Дедка дергает репку Внучка дергает Бабку, Бабка дергает Дедку, Дедка дергает репку и так далее - мы видим, что Дедка прикладываем гораздо больше усилий, чем мышка, которая приходит в самый последний момент и дергает только один раз.И такой же сценарий в "Теремке". Каждый новый герой подходит к теремку и выслушивает перечень персонажей, которые там уже живут.Да и Колобок построен таким же образом - Колобок рассказывает каждому новому встречному перечень тех, от кого он уже ушел. Во всех этих сказках ощущение, что рассказ обрывается только потому, что рассказчику уже надоело перечислять всех, кто там уже есть и он останавливает действия - разрушает теремок, съедает колобка, вытаскивает репку. Но, у нас же компьютерный рассказчик - он может дергать прежних героев за хвосты без устали, не вызывая у них никаких негативных эмоций.Я представил это в таком предварительном проекте, где происходит дерганье предыдущего зверя за хвост - сам проект легкий на вес и простой в исполнении. Хочу тут еще поделиться важным секретом. В Скретче можно копировать не только объекты, но и код из одного спрайта в другой. Мне не пришлось для каждого спрайта писать программу заново. Просто взять код и перебросить его в другой спрайт.И еще - мы совсем не пользовались возможностями социальной сети на сайте Скретч. Я думаю, что если участники проекта сумеют там подружиться друг с другом и начнут оценивать и комментировать проекты друг друга, это поможет нам всем в дальнейшей работе. Scratch проект сказка совместная деятельность