Использование on-line средств визуализации в проектной деятельности kklimentina's blog / 03.11.2012 Компетентностный подход является основой образовательных стандартов второго поколения. Среди метапредметных результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования выберем несколько, в формировании которых значительно может помочь использование on-line средств визуализации. Это: умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности (МР1); умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач (МР2); умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией (МР3); владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности (МР5); умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы (МР6); умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач (МР7); умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение (МР9). В достижении этих метапредметных результатов могут помочь сервисы Веб 2.0, в том числе, сервисы визуализации информации. Использование сервисов Веб 2.0. может быть полезным при использовании различных образовательных технологий, но особенно эффективно их применение при использовании проектного метода. Свое видение возможностей сервисов Веб 2.0 в формировании метапредметных результатов я попыталась представить с помощью визуального словаря, который построила с помощью сервиса webbrain.com. В этом словаре для каждого слова строится его понятийное окружение, позволяющее как с первого взгляда понять смысл этого слова через определяющие термины, так и быстро перейти на определяющее слово, смысл которого требуется узнать. Перемещаясь по семантическому окружению слова с помощью визуального интерфейса, можно быстро ознакомиться с требуемой предметной областью. Со словарем можно познакомиться здесь.Преимущества графических способов представления информации: с использованием графических схем можно представить весь проект целиком, увидеть выбранную проблему «с высоты птичьего полета»; графика помогает наглядно и понятно представить структуру проекта; когда информация представлена графически, легче генерировать новые идеи (а это полезно и для преподавателя, и для учащихся); повышается мотивация, окружающим легче воспринимать идеи проекта: человеческому мозгу всегда нужны графические образы; с использованием схем можно «пораскачивать» свое мышление, сделать его более гибким, подвижным, избавиться от зашлакованности, стереотипов, догматическое мышление превратить в критическое [2]. Приведу несколько примеров использования различных средств визуализации в учебных и внеучебных проектах. Все примеры взяты либо из моих собственных учебных проектов, либо из работ учеников в проектах, где я выступила либо разработчиком сетевых проектов, либо руководителем команд учащихся.В учебной проектной деятельности можно применять такие средства визуализации, как кластеры, ментальные карты, схему «Рыбий скелет», ленты времени, причинно-следственные карты, диаграммы Венна, Т-таблицы, списки приоритетов и т.п.Кластер (англ. cluster скопление) — объединение нескольких однородных элементов, которое может рассматриваться как самостоятельная единица, обладающая определенными свойствами. При построении кластеров в центральном овале располагается ключевое слово, понятие, фраза, в дополнительных – слова, раскрывающие смысл ключевого. В 2011 году для школьников Нижегородской области была проведена олимпиада «В Нижний Новгород ¬– это значит домой». Третий этап олимпиады «Славься Отечество наше свободное!» – знакомство с on-line средствами визуализации. Задание этапа заключалось в визуализации тех или иных событий, а также деятельности выдающихся нижегородцев. Пример кластера, посвященного нашему замечательному земляку изобретателю И.П. Кулибину Данный кластер является ярким примером формирования метапредметных результатов МР6 и МР7.Ментальные карты – другой удобный инструмент для структурирования информации в визуальной форме. Ментальные карты (в оригинале Mind maps) – это разработка Тони Бьюзена – известного писателя, лектора и консультанта по вопросам интеллекта, психологии обучения и проблем мышления. В [3] приводятся советы Тони Бьюзена по технике создания ментальных карт. Ментальные карты сегодня активно используются в бизнесе для решения таких задач, как генерация идей, поиск нужной информации, планирование своего времени, запоминание больших объемов информации, проведение «мозговых штурмов». Ментальные карты начинают использоваться и в образовании. Это хорошее средство формирования критического мышления учащихся. Рекомендации по использованию ментальных карт в самых разных областях деятельности приведены в [4]. Пример использования ментальной карты «Кибернетика - наука об управлении» в проекте «Окружающий мир-мир сложных систем»:При создании данной карты у учащихся формируются следующие метапредметные результаты: МР1, МР6, МР7 и МР9.А вот как выглядит лента времени «Развитие теории систем» в том же проекте. Использована программа Edraw Mind Map. Формируются метапредметные результаты: МР6 и МР7.С помощью on-line инструмента «Визуальное ранжирование» в проекте «Окружающий мир - мир сложных систем»: проведена самооценка работы в группах. Каждая группа должна проранжировать причины своей успешной работы в проекте. Имеется возможность сравнить результаты ранжирования групп.Здесь формируется результат МР3 и МР5.Для выявления первоначального опыта и интересов учащихся в проекте «Окружающий мир - мир сложных систем» проводится «мозговой штурм» с использованием графического планировщика «Рыбий скелет». Он строится с помощью сервиса fishbone diagram.Такая работа способствует формированию МР1 и МР2.Хотелось бы обратить внимание на эффективность использования в проектах SWOT-анализа с помощью on-line сервиса gliffy.com. Вот как, например, провели анализ Бородинского сражения участники олимпиады «Славься, Отчество наше свободное».Это пример формирования МР2 и МР3. Из приведенных примеров видно, что использование on-line средств визуализации в учебных и сетевых проектах способствует формированию планируемых в ФГОС второго поколения метапредметных результатов. Литература1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. 2. Шилова, О.Н. Как разработать эффективный учебно-методический пакет средствами информационных технологий: Методическая лаборатория программы Intel «Обучение для будущего». /О.Н.Шилова, М.Б.Лебедева. – М: Интуит.ру, 2006. – 144 с. 3. Ментальные карты. 4. Мюллер, Хорст. Составление ментальных карт: метод генерации и структурирования идей /Хорст Мюллер. – М.: Издательство «Омега-Л», 2007. – 126 с. on-line средства визуализации веб 2.0 проектная деятельность