Программа 5-6 классов по информатике на основе изучения Scratch Блог учителя информатики / 24.05.2010 Назвал пост я громко - Программа. Но, конечно, это пока еще не программа, но уже что-то на нее похожее. Первое полугодие в 5 классе уходит на изучение основ ОС и работы в Интернете. Изучение технологий обработки графики, звука и текста вытекает из необходимости их применения в проектах Scratch, что улучшает мотивацию детей. Данные технологии рассматриваются на минимальном уровне, необходимом для работ над проектами в Scratch. Более глубокое изучение будет проходить в 7-9 классах.Простота освоения сочетается в Scratch с огромным потенциалом. Особенно интересен этот язык для начального уровня изучения программирования. Но программирование — это не только операторы, алгоритмы и структуры данных: это ещё и множество идей, которые для своего усвоения требуют наглядности, пусть и слегка в ущерб академической точности. Получив в распоряжение новые мощные инструменты, многие ученики переходят на совершенно иной уровень, и это влечёт за собой качественные изменения в личности ребенка.Применительно к ученикам младших классов Scratch можно рассматривать как инструмент для творчества, оставив программирование на втором плане. Дети могут сочинять истории, рисовать и оживлять на экране придуманных ими персонажей, учиться работать с графикой и звуком. Применений возможностям Scratch можно найти множество: в этой среде легко создавать анимированные открытки, презентации, игры, мультфильмы. Важно и то, что ребенок может поделиться результатами своего творчества с друзьями или другими пользователями: кнопка для размещения созданного проекта в Сети находится непосредственно в главном меню программы. Разумеется, на сайте можно познакомиться с произведениями других пользователей и найти новые идеи для своих работ.При создании сложных проектов ученик не просто освоит азы программирования, но и познакомится с полным циклом разработки программы, начиная с этапа описания идеи или ТЗ, и заканчивая тестированием и отладкой.Благодаря использованию технологии Скретч, дети получают возможность: постепенно учиться программированию; реализовать свои творческие порывы; участвовать в интерактивном процессе создания игр и анимирования разнообразных историй как индивидуально, так и вместе со своими сверстниками из разных стран; получать живой отклик от единомышленников; оценить свои творческие способности. Когда ученики создают проекты в Скретче, они осваивают множество навыков 21 века, которые будут необходимы для успеха: творческое мышление; ясное общение; системный анализ; беглое использование технологий; эффективное взаимодействие; проектирование; постоянное обучение. Место, время2 полугодие 5 класс, 6 класс - 52 часа.Программа5 класс (18 часов)1. 4 часаПонятия алгоритма, исполнителя. Знакомство со средой Скретч. "Кирпичики". Линейный алгоритм.Алгоритм. Команды и исполнители. Требования к командам. Свойства алгоритмов. Scratch. Возможности Scratch. Интерфейс Scratch. Главное меню Scratch. Сцена, Объекты (спрайты). Свойства объектов, методы и события. Программа. Команды и блоки. Программные единицы: процедуры и скрипты. Линейный алгоритм. Система координат на сцене Scratch. Блоки "Движение", "Перо".Практическое занятие.2. 2 часаЦиклический алгоритм.Цикл в природе. Циклические алгоритмы. Цикл "Повторить n раз". Цикл "Всегда".Практическое занятие.3. 6 часовГрафический редактор Scratch. Растровый графический редактор. Создание собственных сцен и спрайтов для Scratch. Библиотека костюмов и сцен Scratch. Графический редактор Scratch. Редактирование костюмов и сцен. Анимация формы.Ограниченность графического редактора Scratch. Растровый графический редактор. Среда редактора. Рисование с помощью примитивов. Сохранение рисунка.Редактирование изображений.Графические форматы. Поиск изображений в Интернете. Создание собственных сцен и спрайтов для Scratch.Создание собственных сцен и спрайтов для Scratch. Импорт изображений в Scratch.4. 3 часаПонятие условия, полная и неполная развилка. Понятие ветвления. Полное и неполное ветвление. Блок "Сенсоры".Логические "И" и "ИЛИ". Блок "Операторы".Практическое занятие.2 часа - итоговая работа.6 класс (34 часа)5. 4 часаРабота со звуком. Озвучивание проектов Scratch.Блок "Звук". Громкость. Тон. Тембр. Темп.Запись звука. Форматы звуковых файлов. Конвертирование звуковых файлов.Озвучивание проектов Scratch.Практическое занятие.6. 5 часовИнтернет-сообщества. Сообщество Scratch. Использование заимствованных кодов и объектов. Авторские права. WEB 2.0. Сообщество Scratch. Регистрация на сайте.Публикация проектов Scratch.Использование заимствованных кодов и объектов. Авторские права. Практическое занятие - 2 ч.7. 7 часовТекстовый редактор. Обработка тестовой информации: ввод текста, редактирование текста, форматирование текста.Текстовый редактор. Набор текста. Сохранение и открытие документов. Форматы текстовых документов.Редактирование текста.Форматирование текста и абзаца.Списки.Таблицы.Практическое занятие - 2 ч.8 + 9 - второе полугодие8Понятие проекта, его структура. Основные этапы разработки проекта. Погружение в проект.Цель – подготовка учащихся к проектной деятельности.Задачи:– определение проблемы, темы и целей проекта в ходе совместной деятельности педагога и обучающихся;– создание группы (групп) учащихся для работы над проектом.Планирование деятельности.Цель – пооперационная разработка проекта с указанием перечня конкретных действий и результатов, сроков и ответственных.Задачи:– определение источников информации, способов сбора и анализа информации, вида продукта и возможных форм презентации результатов проекта, сроков презентации;– установление процедур и критериев оценки результатов и процесса;– распределение задач (обязанностей) между членами группы.От проблемы к цели (ситуация, проблема, задачи, ресурсы). Определение источников информации, способов сбора и анализа информации, вида продукта и возможных форм презентации результатов проекта. Планирование деятельности в рамках текущего проекта. Как работать в команде? Распределение ролей в группе. Организация рабочего пространства. Осуществление деятельности по решению проблемы.Цель – разработка проекта.Задачи:– самостоятельная работа учащихся по своим индивидуальным или групповым задачам проекта;– промежуточные обсуждения полученных данных в группах, на консультациях (на уроках и/или во внеурочное время).По мере необходимости вводим понятие переменной, списков в Scratch, передачи и приема информации объектами.Оформление результатовЦель – структурирование полученной информации и интеграции полученных знаний, умений, навыков.Задачи:– анализ и синтез данных;– формулирование выводов.Планирование публичного выступления. Знакомство с памяткой «Как подготовиться к публичному выступлению».Оценка результатов и процесса проектной деятельности.Цель – демонстрация материалов, представление результатов.Задачи:– подготовка презентационных материалов;– подготовка публичного выступления;– презентация проекта.Анализ результатов и качества выполнения проекта. Оценка продвижения учащегося в рамках проекта и оценка продукта. Способы преодоления трудностей. Подведение итогов работы проектной группы (пожелания, замечания, планирование). Работа с рабочими листами «портфолио проекта».9Создание учащимися проектов: "Театр в Scratch" и/или "Квест в Scratch".Хотел бы узнать Ваше мнение, замечания.P.S. Выражаю благодарность Жакулиной Ирине Валентиновне, т.к. ее материалы помогли мне в планировании последней темы. Scratch ПО планирование