Не бойтесь, что украдут - как педагогический принцип Блог стайного советника / 28.11.2016 Посвящается Ольге Федоровне Брыксиной. Не бойтесь, что украдут, бойтесь, что никому не понадобится! Это утверждение я довольно часто раньше произносил, так что оно ушло в народ и неожиданно стало самым востребованным мемом, из того, что я сказал. Так что уже появилась необходимость URL-места, куда ссылаться на это утверждение. Пусть этот пост и станет этим самым местом для ссылки на мем.Давайте рассмотрим это утверждение - Не бойтесь, что украдут, бойтесь, что никому не понадобится! как педагогический принцип. Первый принцип я позаимствую у Пейперта из конструкционизма - Обучение происходит наиболее эффективно, если ученик вовлечен в создание социального объекта (public entity) - замка из песка, компьютерной программы или модели вселенной. Здесь public entity я довольно вольно перевожу как социальный объект - объект, который доступен другим людям для обсуждения или оценивания.И тут мы добавляем второй принцип - принцип эволюционной изменчивости или принцип повторного использования объектов:Обучение происходит наиболее эффективно, если субъект образования вовлечен в создание социального объекта, который в последующем может использоваться другими субъектами образования в качестве исходного материала при создании их собственных социальных объектов.Немножко длинно получилось, но я надеюсь на помощь жителей Галактики в отшлифовке принципа. Что он меняет и что он добавляет? То, что мы создаем в ходе проектной деятельности и раньше можно было обсуждать и оценивать. А тут добавляется повторное использование. Что меняется? Пока я смотрю на ваш проект и составляющие его блоки как на сущность, про которую мы можем только поговорить, то я буду вежлив, ласков, но в душе безразличен Ну, создали вы свой мультик, свой замок или свою вселенную - и очень вы молодцы. Ровно до тех пор вы останетесь для меня молодцами, пока я не получу возможность что-то позаимствовать из вашего объекта - походку Кота из вашего мультика, кирпич или окошко из вашего замка или звезду из вашей галактики. Как только у меня появляется возможность присвоить, получить в виде подарка или кражи ваш объект или кусочек объекта, то я становлюсь лицом заинтересованным, и выражение этого лица резко меняется, и у меня к вам сразу куча претензий - а почему Кот хромает на правую ногу? а почему кирпич плохо соединяется с другими? а почему звезда летит каждый раз по новой траектории? - и т.д. И между нами начинаются жесткие субъектно-направленные взаимодействия, опосредованные объектами, которые мы вместе используем. Мы поднялись на уровень отношений, где прежняя равнодушная вежливость неуместна. Теперь она уступает место вежливости, которую Уолл сформулировал для компьютерных программ:- Как можно терпимее относиться к тому, что получаешь на входе, и как можно строже к тому что отдаешь на выходе.И получается, что за принципом "боюсь, никому не понадобится", скрывается область непривычных смыслов и следствий - если я боюсь, что мой мячик никому не понадобится, то я должен сделать его как можно более удобным в употреблении - чтобы и самому мне было удобно его брать и другие люди могли его подобрать и использовать.И если рассматривать это на конкретных примерах, то в ваших Скретч проектах должны быть такие простые рецепты, которые могут пригодится другим людям, когда они захотят приготовить свой собственный проект. Ваши чудесные картинки и уникальные звуки могут остаться внутри вашего проекта и никто их не возьмет, а вот плавную походку вашего медведя могут утащить, положить в свой рюкзак и пристроить потом к своему коту или барану. И это будет успехом. Если забрали и использовали, то это удивительный успех. И если вы сумели в чужом проекте разобраться и вытащить там нужную вам функцию и пристроить ее в свой проект, то это тоже успех.И в вики сходная картина. Если на вашу страницу ссылаются, если ее включают в состав собственной новой истории, значит вам удалось создать что-то действительно полезное. Не уникальное, но полезное и используемое. Изначально 20 лет назад в вики было ВикиСлово - слово, сложенное из двух или более слов, но таких что другие участники могут предположить и угадать, что эти слова тут можно использовать и они автоматически превратятся в ссылку на существующее имя страницы. Потом в МедиаВики ссылку стало можно делать на что угодно, но суть не изменилась - все равно, нужно создавать статьи с названиями, которые могут пригодиться другим людям.Должна быть какая-то ненулевая вероятность того, что другой человек напишет какое-то слово или группу слов, сделает из этой группы ссылку и она приведет его и всех остальных на вашу страницу. Это все равно, что если бы вы придумали какой-то код или условное слово, которое бы открывало доступ именно к вашим ресурсам. И чем проще этот код, тем выше вероятность, что его наберут и попадут к вам. Команда Каспийский монстр МБОУ СШ №6 города Бора Нижегородской области/Сетевой проект На крыльях Алексеевской мечтыКогда вы создаете такое роскошное имя для вики статьи, то попробуйте изначально оценить вероятность, что такой мячик будет поднят кем-то еще кроме вас. Да и вероятность того, что вы сами с первого раза вспомните это название. Чем длиннее и уникальнее имя, тем ниже вероятность, что кто-то воспользуется этим именем и получит к нему доступ. Это именно как с паролем - вероятность того, что кто-то подберет имя к вашей странице и случайно появится работающая ссылка - это ровно то же самое, что выбор пароля: чем длиннее пароль, чем сложнее сочетание слов и букв, чем больше вы добавите туда специальных символов, тем ниже вероятность, что этот ключ или текст кто-нибудь когда-нибудь сможет использовать. В том числе и вы сами. Создание статей с длинными именами, в состав которых входят знаки препинания, кавычки и специальные символы гарантирует их безопасность и бесполезность. Можно для имени даже форму предложитьИспользуемость = 1 / (name_length + 10 * (число спец_символов))Но, я бы в этом посте не конкретные замечания к вики статьям собирал, а только обсуждение принципа "Бойся, что не воспользуются" = сделай, чтобы было удобно воспользоваться. Жду ваших размышлений. Scratch вики совместная деятельность