Модель 1:1 в летнем лагере biarmicus's blog / 19.05.2010 Близится лето. Для кого-то - время отдыха, а для кого-то - время педагогических экспериментов. Не случайно у нас в стране именно через летние лагеря в школы приходят компьютерные технологии. Именно в ситуации свободного поиска можно правильно понять место и формы, которые может принимать информатизация в школе. В России традиция цифровых экспериментов в летних лагерях связана, прежде всего, с международными компьютерными школами Переславля-Залесского, которые проводились с 1987 года на берегу озера Плещеево при поддержке академиков Е.Велихова и А.Айламазяна. Именно там российские школьники начали знакомиться с компьютерами и осваивать языки программирования.Для нас - сотрудников Медиалаборатории ННГУ, лето – это особая пора. Третий год подряд мы готовимся к проведению летнего компьютерного лагеря "Цифровая экология", полностью работающего в модели "1 ученик : 1 компьютер". Планируя лагерь, мы постарались сделать его максимально насыщенным современными компьютерными технологиями. Мы использовали CMPC Classmate, GPS навигаторы, роботы LEGO Next, цифровую лабораторию Nova. Серьезным подспорьем стали для нас солнечные батареи. Как выяснилось, вырабатываемой ими энергии вполне хватает для подзарядки нетбуков, поэтому мы смело могли отправляться в длительные походы, не опасаясь того, что заряда аккумулятора не хватит. Выстраивая образовательное пространство в условиях летнего лагеря, мы сразу приобретаем целый ряд преимуществ. Озеро, вода в нем, солнечный свет, лес, населяющие его растения и животные, костер, вокруг которого мы сидим, усеянное звездами ночное небо – все это становится источником содержания образования в том процессе, который мы строим; надо лишь уметь его вовремя разглядеть. Экология – это фундаментальная форма сосуществования человека и природы, а цифровые технологии на сегодняшний момент – наиболее точные инструменты понимания и отражения сущности этого сосуществования. Готовясь к лагерю, мы не стремились собрать в него самых "продвинутых" (в компьютерном отношении) детей. Напротив, мы хотели проверить гипотезу о том, что к такой работе готовы самые обычные дети – главное, чтобы их жизнь в лагере была насыщена, а использование компьютерных технологий - продумано. Поэтому в лагерь мы пригласили школьников 5-6 классов из самых обыкновенных нижегородских школ.Большинство решений, касающихся организации нашей жизни в лагере, мы принимали сообща – вместе с детьми и преподавателями. Прежде всего, на время лагеря дети утратили свою школьную принадлежность, разделившись на пять кланов. Так, на берегу озера Великое обосновались кланы Бобра, Ежа, Зайца, Хорька и Суслика. При необходимости действовать командой (как, например, при участии в геокешинге – туристической игре с поиском тайников с применением спутниковых навигационных систем), жители клана собирались вместе и все делали сообща. На территории лагеря было организовано шесть тематических пещер, деятельность которых обеспечивали преподаватели: пещера конструкторов, пещера шаманов, пещера звездочетов, пещера знахарей, пещера художников и пещера летописцев. Все пещеры мы постарались максимально насытить необходимыми инструментами, освоение которых шло в традиции конструкционистского подхода. Кланы делегировали по одному представителю в каждую из пещер, с тем, чтобы во всех кланах были собственные специалисты – и в лагере закипела работа.Пещера конструкторовВ этой пещере ученики были заняты созданием новых объектов и сценариев их поведения – как виртуальных, в виде моделей на языке визуального программирования Scratch, так и вполне реальных – на основе набора для конструирования роботов Lego NXT. Причем, делали это в традициях современной конструкторской школы – сперва отрабатывали идеи в виртуальном пространстве, а уже потом воплощали «в железе» и программировали созданного робота по отработанным алгоритмам.Интересно, что во время работы по такой схеме над главным проектом пещеры – роботом, который самостоятельно находит выход из лабиринта – без какого-либо воздействия со стороны преподавателей, дети сами разделились на роли внутри команды, и пока кто-то занимался сборкой самого работа, другие писали и отлаживали программу для него.Хорошим опытом стало и использование появившихся в Scratch возможностей взаимодействия с внешним миром с помощью подключаемой к компьютеру платы с датчиками, информация с которых может использоваться для управления объектами в среде Scratch. А в лагере лета 2009 наши конструкторы продвинулись еще дальше – они научились программировать, разбивая общую задачу на индивидуальные фрагменты, и создали с помощью Scratch компьютерную игру, используя собранные на природе цифровые объекты. Пещера шаманов Такое название получило место, где проходила работа с самыми непонятными приборами, позволяющими понимать и изучать природу – метеорологической станцией и навигационными системами. Изучив работу GPS навигаторов, «шаманы» создавали карты всех походов, происходивших в лагере, и смело вели свои кланы во время геокешинга от тайника к тайнику. Имевшаяся в пещере цифровая метеостанция позволила непрерывно отслеживать и записывать на компьютер данные о температуре, влажности и давлении. И хотя данные скрупулезных наблюдений за погодой при помощи цифровой метеостанции не успели перерасти в ее предсказания, но начало пониманию связи основных показателей было положено.Пещера звездочетов В распоряжении звездочетов находилось все звездное небо над пустынскими озерами – и прекрасная погода, подарившая им чистое ночное небо, позволившее наблюдать в мощный телескоп звезды и планеты Солнечной системы. Повезло и с интересными астрономическими событиями – из лагеря было прекрасно видно лунное затмение, случившееся 17 августа 2008 года.И если о целесообразности преподавания астрономии в школе, как отдельного предмета, наверное, можно спорить, но в работу цифрового летнего лагеря эта дисциплина вписывается идеально. Пещера знахарейЗнахари (тут мы решили соблюсти стиль и уйти от зарубежного слова "экологи") взяли на себя непростую работу по поиску и определению растений и животных, обитающих в окрестностях Пустынских озер. Местность эта уникальна. И уникальна, прежде всего, необычным для Средней полосы видовым разнообразием животного и растительного мира. Это обусловлено тем, что на территории Пустынского заказника встречаются различные природные элементы – от южной тайги, обширных болот и древних карстовых озер, до широколиственных лесов с вековыми дубами и участков степей. Многие виды встречаются только здесь и занесены в Красную Книгу Нижегородской области. Работа была построена таким образом, чтобы за время работы лагеря его участники посетили все типы ландфшафтов, которые здесь встречаются – леса, озера, болота, карстовые пещеры, луга. В походах знахари вели наблюдения, а возвращаясь, выкладывали их на страничку mediawiki. Пещера художников Кроме изучения технологий и природы, не осталось забытым и искусство. Проба пера в промышленном дизайне, съемка и обработка цифровых фотографий, создание видеороликов, - позволили ребятам не только освоить новые для себя средства, но расширить сферу применения своих талантов. Пещера летописцев Перед летописцами была поставлена задача фиксации жизни лагеря. Работая в среде mediawiki, развернутой во внутренней сети лагеря, они отражали все происходящее в походах, на занятиях и во время отдыха, попутно изучая технологии создания коллективного гипертекста (что, впрочем, так или иначе делали участники всех пещер, рассказывая в той же среде о своих достижениях). А наиболее активные летописцы начали осваивать профессию репортера, беря интервью у других участников лагеря. Существенным шагом вперед в лагере 2009 года стало создание нашими летописцами на базе mediawiki собственной сетевой газеты, в которой они писали обо всем происходящем в лагере. Наши наблюдения за работой детей в условиях летнего цифрового лагеря позволили нам сделать следующие выводы: 1. Использование ультрапортативных ноутбуков в детском летнем лагере позволяет создать качественно новую модель учебного процесса (цифровой лагерь), которая строится в русле движения "1 ученик : 1 компьютер" и принципов образовательного конструкционизма. 2. Обязательный набор оборудования для цифрового лагеря включает в себя: по одному ультрапортативному ноутбуку для каждого ребенка, серверный компьютер для разворачивания беспроводной локальной сети, wifi-маршрутизатор. Для подключения к Интернет вполне достаточно одного GPRS-модема. Все остальные технические средства являются не более чем дополнениями и могут варьироваться в зависимости от рабочих и обучающих активностей в лагере.3. В условиях летнего лагеря можно создать ситуацию безопасного использования дорогостоящей компьютерной техники. 4. Среда МедиаВики, развернутая в беспроводной локальной сети школы, является эффективной и устойчивой средой для организации коллективного взаимодействия детей и преподавателей. Работа в Медиавики позволила нам сделать вывод о том, что для организации полноценной сетевой деятельности школьников Интернет нужен не всегда. Достаточно правильно организовать работу локального сервера. Если дети научатся сами создавать коллекции качественных цифровых ресурсов своими руками, то необходимость во внешних ресурсах, доступ к которым возможен только через Интернет, сводится к минимуму.5. Оптимальной формой работы летнего цифрового лагеря является разумное сочетание мероприятий, проводимых на открытом пространстве (походов в лес, лодочных экскурсий, спортивных мероприятий, вечеров у костра) и занятий, предполагающих использование цифровых технологий в лабораториях-пещерах. Даже в условиях цифрового лагеря дети должны оставаться самими собой – и получать удовольствие от общения с природой и с друг другом. И тогда цифровые технологии станут их помощниками! Модель 1:1 летний лагерь