Мейкерство с бумагой и цифрой: фенакистископ Блог тренера / 23.05.2016 Продолжение. Начало в посте От бумаги к цифре: тауматропФенакистископТема развивается в посте Мейкерство с бумагой и цифрой: зоетроп (движущиеся картинки)В русскоязычном интернете встречается еще название круговерть.Создание фенакистископа в смешанной технологииДля первого опыта лучше воспользоваться размеченными трафаретами. На качество фенакистископа напрямую влияют число секторов и выразительность картинки. Нанесение картинок на сектора назовем раскадровкой.Полезные ссылкиКак создать фенакистископ (с выкройкой). Много идей для фенакистископа на PinterestДелаем фенакистископЭтап первый. Раскадровка. Правила.Правило 1. Количество секторов. Обычно используются шаблоны с 8-ю и более секторами. Хорошие содержат до 12-ти секторов. Соответственно, центральный угол сектора равен 360/N, где N - число секторов в шаблоне. Например, шаблон с 8-ю секторами будет содержать сектора по 45 градусов, а в шаблоне с 12-ю секторами — каждый сектор будет равен 30 градусам. Значения углов у секторов будут далее важны при расчете шага поворота.Правило 2. Цикличность сюжета. Сюжеты на шаблонах должны быть повторяющимися, представлять из себя замкнутый цикл.. У этого кругового "кино", строго говоря, нет ни начала ни конца. По завершении полного оборота мы возвращается в начало сюжета, поэтому каждый последующий рисунок является предыдущим для следующего за ним.Правило 3. Изменения в последовательных рисунках. Его важно задать и выполнять: рисунок в каждом следующем секторе повторяет предыдущий, но с небольшими изменениями. Чем больше секторов, тем менее заметны должны быть эти изменения от кадра к кадру, напротив, для малого числа секторов изменения в соседних рисунках должны быть более существенными. Какие это изменения — зависит от сюжета. Допустим, он состоит в изменении положения объекта (мяча, звезды, человека...) и если мы хотим добиться эффекта его передвижения слева-направо (снизу вверх), то в каждом следующем кадре могут быть заданы небольшие смещения по вертикали или горизонтали в соответствующих направлениях. Для достижения большой точности изменений в последовательности рисунков можно использовать специальную радиальную сетку, как на правом образце.Примеры с подробностями можно найти здесьСамо создание рисунков является прекрасным упражнением для понимания понятия "замкнутый цикл". Этап второй. Оцифровка, очистка фона.На этом этапе готовый рисунок фотографируется и загружается в редактор картинок для создания прозрачного фона. Используем для этого https://pixlr.com/editor/. Видео, как очистить фон.Этап третий. Создание эффекта стробоскопа в GeoGebra.Загружаем подготовленную (обработанную) картинку в GeoGebra. Нам надо заставить нашу картинку вращаться относительно ее центра. Сделаем это с помощью ползунка, выбрав в качестве параметра угол поворота.А вот с выбором шага поворота спешить не следует! В этом заключается суть проблемы, которую и надо решить ученикам, "переоткрывая" для себя эффект стробоскопа.Далее см. инструкцию.Важно: задание шага ползунка. Шаг для ползунка определяется градусной мерой сектора. Для сектора в 45 градусов, шаг поворота будет тем же. Так создается эффект стробоскопа. В учебных целях можно вначале задать малый шаг для ползунка в 1 градус. В этом случае получится непрерывное вращение и ожидаемого эффекта не будет. Тут есть, что обсудить с детьми! Хорошо, конечно, предоставить им самостоятельную возможность определить зависимость шага вращения от количества секторов.Скорость вращения подбирается экспериментально. Обычно нормальная для восприятия скорость 5-6 единиц.После создания апплет следует сохранить и опубликовать в https://tube.geogebra.org/Фенакистископ 1 Как видим, когда картинка не получается идеально круглой, но эффект все равно есть! И даже как-то более естественно и необычно выглядит.Фенакистископ 2 Этот апплет сконструирован на основе той картинки, которая использована в инструкции.Фенакистископ 3 Cконструирован по готовому шаблону. Его некоторые комментаторы назвали "жутковатым" Ccылки на инструменты и инструкцииGeoGebra онлайнФоторедактор онлайн (для удаления фона) Инструкция: Создание учетной записи в GeoGebra tubeИнструкция: Загрузка файлов на GeoGebra tubeФенакистископ и математикаА при чем здесь математика? Так спросит тот, кого удовлетворят движущиеся картинки, случайно получившиеся удачно! Но математик сразу увидит, что конструирование фенакистископа - это хороший повод не просто поговорить про колебания и про циклы, а сделать своими руками продукт с использованием тех самых синусоид, которые большинству после школы "так и не пригодились".Итак, мы хотим нанести движение одного мяча на сектора круглого шаблона для фенакистископа. Как заставить мяч подскакивать плавно? Какое положение займет мяч на каждом из секторов? Рассмотрим подробнее...Для начала нам понадобится синусоида, взятая на одном периоде, нам ведь надо, чтобы мяч после целого оборота вернулся в исходную точку! Восемь (8) положений мяча, движущегося по синусоиде будут выглядеть так:Движение мяча по синусоидеЕсли секторов восемь, то угол каждого - 45 градусов. Вот так будет выглядеть положение мяча на первых пяти секторах:Полный цикл положений мяча на заготовке с 12-ю секторами выглядит так (минимум и максимум расположены на разных концах одного диаметра):Если взять несколько мячей разного цвета на заготовке с 12-ю секторами , на каждом из которых расположить по три, например, мяча, то результат может быть таким.Попробуете сделать свой бумажно-цифровой фенакистископ?Статьи по теме:От бумаги к цифре: тауматроп руками и в GeoGebraМейкерство с бумагой и цифрой: зоетроп (движущиеся картинки)STEAM в начальной школе: геометрия комнатыSTEAM в начальной школе: новая жизнь идей из интернетаПрекрасная геометрия на бумаге и не только…"Бумага" и "цифра" вместе...Идеи в духе STEAM: геометрический конструктор на основе рисунков GoogleГеометрия лоскутного одеяла: новые идеи...Cмотри в зеркало, или Задачи на осевую симметрию в GeogebraСоздаем мандалы в GeoGebra, или Чудо поворотной симметрии GeoGebra STEAM искусство математика мейкер мейкерство