Вторая жизнь мышки или компьютерная поддержка школьного Брейн-ринга по информатике KosachenkoSV's blog / 14.06.2011 Данная статья была мною написана давно, и даже публиковалась в журнале "Вопросы интернет-образования" на сайте fio.ru. Однако, того сайта в сети уже нет, а вопросы ко мне все еще поступают. В частности, текст статьи до сих пор встречается в перепостах на других сайтах, а архива самой программы - нет, поэтому просят выслать его по e-mail. Решил все: и статью и архив с программой собрать еще раз на Галактике.С появлением на персональных компьютерах GUI (Graphic User Interface– графический пользовательский интерфейс) работа без мышки уже не представляется возможной. Компьютерная мышка стала незаменимой труженицей. У нас в школе со временем скопилось большое количество манипуляторов мышь, которые вышли из строя и были заменены другими, но выкидывать их жалко.Поломка часто требует замены «микриков», так как починить их не представляется возможным – уж больно они миниатюрные. Подходящих «микриков» в магазинах долго найти не удавалось, вот и лежали мышки со смотанными в клубок хвостами-проводами, пока не пришла в голову идея из двух сломанных манипуляторов сделать один исправный, ведь из одной мышки можно правый исправный «микрик» перепаять на место сломанного, левого, в другую. Так мы починили половину устройств из мышиного парка. Надежд на исправление другой половины не было. Но была среди этой безнадежной кучи семейства хвостатых одна мышка, которой судьбой было уготовано стать звездой на предметной неделе информатики в школе. На заседании методического объединения учителей информатики школы, посвященному планированию работы на предстоящий учебный год, среди прочих мероприятий предметной недели информатики, впервые решено было провести Брейн-ринг на тему информационных технологий. Игра Брейн-ринг популярна благодаря телевидению. Она очень азартная и соревновательная для команд и зрелищная для их болельщиков.Итак, идея с игрой была великолепной, но… Для технической поддержки игры Брейн-ринг не хватало двух кнопок и устройства, показывающего, какая из команд первой нажала кнопку. Нужен был и наглядный таймер в виде заполняющихся секторов-секунд, отсчитывающий минуту, и при этом, наглядный для команд и болельщиков. Для таймера я решил написать программу на C++. Чтобы она могла работать и на современных и на устаревших компьютерах (с процессорами 386 и выше и с видеоадаптерами EGA и выше), я написал ее под DOS с использованием графического режима EGAHi и назвал BRARING. Запустив программу из командной строки, и указав в качестве параметра названия команд, например:braring.exe "УМНИКИ ЗНАЙКИ",мы увидим таймер ввиде окружности, разделенной на секторы-секунды, под ним - время в целых секундах и сотых долях, и в верхней части экрана - названия команд. Стартует и останавливается таймер с клавиатуры кнопкой «пробел». Сброс таймера на ноль осуществляется кнопкой «Enter». Осталась проблема обработки нажатия кнопок капитанами команд. Я рассматривал два варианта такой обработки, а именно: нажатие первой или второй кнопки джойстика, подключенного к game-port звуковой платы, и нажатие левой или правой кнопки манипулятора мышь. Как потом оказалось, компьютер, который планировалось использовать для игры Брейн-ринг, был из числа устаревших, и не имел звуковой платы с game-port для подключения джойстика, но зато он имел два COM-порта, к которым можно было подключить мышь, поэтому для обработки нажатий кнопок я использовал в программе драйвер мыши. При нажатии левой или правой кнопки мышки на экране в левой или правой части треугольником показывается - какая команда нажала на кнопку и готова дать ответ. Но где же взять такой важный атрибут игры Брейн-ринг, как сами кнопки для команд? Команды должны находиться на таком удалении друг от друга, чтобы не подслушать обсуждения соперников, поэтому нельзя предложить им нажимать кнопки одной мыши. И тут я вспомнил о сломанных мышках, у которых неисправны были «микрики». Если вместо «микриков» подключить простые кнопки, причем, через длинные десятиметровые провода, то команды смогут находиться друг от друга на нужном удалении, и обработка нажатий кнопок мыши может осуществляться в программе через стандартный DOS'овский драйвер мыши (mouse.com или mouse.exe). Итак, берем мышку с неисправными «микриками», покупаем 15-20 метров двухжильного (моно) радипровода, две кнопки для дверного электрозвонка и из всего этого делаем кнопки для Брейн-ринга. У отключенной от компьютера мышки открываем корпус и аккуратно вынимаем схему. На схеме в местах пайки «микриков» припаиваем провода (сами «микрики» можно и не выпаивать, чтобы не перегреть схему). Следите, чтобы припаиваемые провода не задевали на плате соседних дорожек.Провода выводим через отверстие для шарика (сам шарик во время игры не понадобится) и собираем корпус. На других концах проводов подсоединяем кнопки для электрозвонка.Теперь у нас все готово для проведения игры. Остается поделиться своими впечатлениями. В нашей школе эту игру мы проводим уже много лет. В первый раз, когда мы проводили игру между десятиклассниками и одинадцатиклассниками, у нас возникла ничья из-за нехватки вопросов (не рассчитали тогда их количество), и теперь их готовим «про запас». Список вопросов и ответов, используемый для одной нашей игры, приводится во вложении в полном тексте статьи. Конечно же, вы можете составить свои вопросы и ответы, и не обязательно только по информатике. Если поднять компьютерный монитор с изображением таймера на высокое место, то он хорошо виден и зрителям, и участникам. Удовольствие от игры получают и те, и другие. На очередной Брейн-ринг наша школа получила в распоряжение видеопроектор, который сделал игру гораздо зрелищнее. При этом ничего в программе переделывать не пришлось. Мышка для Брейн-ринга работает хорошо и надежно, но однажды был замечен казус: на очередной вопрос капитаны команд одновременно (!) нажали на кнопки. Такое нажатие обеих кнопок у двухкнопочной мышки эмулирует нажатие на несуществующую третью среднюю кнопку и программа дает возможность отвечать той команде, капитан которой отпустит кнопку позже другого. Возможен и фальстарт, когда один из капитанов нарочно держит кнопку нажатой до запуска таймера и во время старта таймера программа сразу же дает возможность отвечать его команде. Мы решили за фальстарт штрафовать команду на один балл, поэтому таких ситуаций не стало. Архив с компьютерной программой прилагается, и вы можете использовать ее, если захотите провести Брейн-ринг в своей школе, дав одной своей сломанной мышке вторую жизнь. _____________________________________________________________2011.pdf ( 492.26 килобайт ) Кол-во скачиваний: 2833 braring.zip ( 51.66 килобайт ) Кол-во скачиваний: 365 брейн-ринг игра информатика микроэлектроника мышка ремонт