Удивительные приключения одинодинцев в Классноурочии. Глава 23. Принтер, ножницы, бумага и мобильная реальность с QR кодами biarmicus's blog / 21.02.2011 При организации работы в школе по модели «1 ученик : 1 компьютер» часто возникает ситуация, когда учебные ноутбуки никогда не покидают стен класса. Все движение, которое они совершают в течение школьного дня – это «переезд» из места хранения и зарядки на школьную парту и обратно. По сути, в такой схеме разницы между ноутбуком и десктопом, намертво привинченным к столу – никакой. С одной стороны, учителя можно понять – ведь то, что дети делают с компьютерами в классе, еще можно контролировать. А что будет происходить, если они начнут переходить с ними из класса в класс, ходить с ними по школе и даже выходить за ее пределы? С другой стороны, если учебные ноутбуки всегда остаются на парте, теряется главное преимущество образовательной философии, которая стоит за моделью «1 ученик : 1 компьютер» - мобильность. Учебные ноутбуки могут и должны перемещаться из класса в класс, оказываться в коридоре школы и за ее пределами, отправляться вместе со школьником к нему домой, где он будет с их помощью делать домашнее задание. Сеть меняет представления об образовательном пространстве. Теперь образование происходит не там, докуда «достают» зоркий глаз и зычный голос учителя, а там, докуда «добивает» wifi. «Учиться всегда и везде» из звонкой метафоры становится описанием вполне конкретной образовательной ситуации – когда ученик с мобильным устройством в руках находится в беспроводной сети, в которой размещены образовательные ресурсы и у него создана мотивация к обращению к этим ресурсам и их использованию.Не секрет, что у каждого человека есть любимые и нелюбимые места, в которых ему приятно или неприятно находиться. У детей школьного возраста эта любовь или нелюбовь приобретает еще более обостренные формы. Пространство школы – это пространство, освоенное и размеченное детьми, и размеченность эта выглядит, как правило, совершенно не так, как бы ее хотели видеть взрослые. Мобильное обучение заставляет по-новому взглянуть на эту разметку.Трансформация образовательного пространства под мобильное обучение может приобретать совершенно радикальные формы, как это происходит в датской школе Орестад. Однако, эту трансформацию мы можем производить и сами – и нам для этого понадобятся только принтер, ножницы и бумага, с помощью которых мы «переразметим» пространство нашей школы. Технология, которую мы при этом будем использовать, называется «QR кодирование». QR код представляет собой квадратное, как правило, черно-белое изображение, которое может быть «прочитано» сканирующим устройством, а также мобильным телефоном или ноутбуком с видеокамерой, на который установлена программа для чтения QR кода. В QR метку помещается текст объемом до 4296 знаков, который может содержать гиперссылки. Более подробно о QR кодах можно почитать, перейдя по ссылке, «зашитой» в эту метку. К слову, читать их можно как с распечатки, так и с экрана.Для создания и чтения QR кодов нам понадобится программа, которую мы установим на свой ноутбук. Я бы посоветовал использовать Quick Mark – он содержит и генератор QR кодов, и сканер, и подходит как для мобильных телефонов, так и для компьютеров. После того, как QR метка сгенерирована, ее осталось только распечатать на принтере и закрепить там, где она принесет нам больше всего пользы. Простор для творчества здесь, практически, ничем не ограничен. Вот несколько способов использования QR меток в школе (ими делятся учителя в разделенном документе Google «35 интересных способов использовать QR коды».- С помощью QR кодов можно создать «точки доступа» к ресурсам, хранящимся на медиавики, развернутой в локальной сети школы. QR коды, ведущие на страницы с заданиями, связанными с потаенными уголками школы, помогут создать самый настоящий командный образовательный квест, станции которого будут находиться в учебных классах.- С помощью QR кодов, развешенных на стенах школы, можно создать прекрасную виртуальную экскурсию по школе для гостей, созданную самими учащимися.- Если у вашего класса есть блог, создайте QR код со ссылкой на него и повесьте его на окно, так, чтобы его было видно снаружи. Любой, проходящий мимо вашего окна, сможет узнать, что происходит на ваших уроках! - В QR коды можно «зашивать» наборы данных для использования на уроках математики, пользуясь при этом сервисом Create a Graph.- QR коды со ссылками, ведущими на мультимедийные источники, и ресурсами, помогающими решить ту или иную задачу, можно вклеивать прямо в рабочие тетради. - В QR коды удобно закладывать домашнее задание - так уж точно все все поймут и никто ничего не забудет.- Огромное поле для применения QR кодов содержит школьная библиотека. Приклеив к обложке книги из школьной библиотеки QR код, можно направить читателя на страницу с рецензией на эту книгу, созданную другими учениками.- QR код может содержать ссылку на метку в Гуглкарте – с их помощью можно моментально находить свое место на карте во время экскурсии или похода.- Полюбившийся многим геокешинг (модное название для старинной забавы «двенадцать записок») приобретает с помощью QR кодов новое измерение!- QR коды полностью переворачивают представления о школьной наглядности. С помощью принтера, ножниц и бумаги мы можем создавать свою собственную расширенную реальность! В заключение - Youtube ролик о том, как QR коды используются в американской школе, созданный учителями школы МакГафи: Другие публикации по теме:Удивительные приключения одинодинцев в Классноурочии. Глава 1. РобинзонУдивительные приключения одинодинцев в Классноурочии. Глава 3. Учиться всегда и вездеУдивительные приключения одинодинцев в Классноурочии. Глава 10. МауглиУдивительные приключения одинодинцев в Классноурочии. Глава 11. Тысяча и один ноутбукУдивительные приключения одинодинцев в Классноурочии. Глава 12. ГретцкиУдивительные приключения одинодинцев в Классноурочии. Глава 13. МагелланУдивительные приключения одинодинцев в Классноурочии. Глава 14. Андерсен Удивительные приключения одинодинцев в Классноурочии. Глава 20. Конференция по модели 1:1 в ВенеУдивительные приключения одинодинцев в Классноурочии. Глава 21. Фактор учителя в модели " 1 ученик : 1 компьютер"Удивительные приключения одинодинцев в Классноурочии. Глава 22. Итоги 2010 года 1 ученик:1 компьютер модель 1-1 модель учебного процесса образовательное пространство