Артефактогогика... или в поисках другого глобуса Блог тренера / 07.08.2013 Спасибо chuchamucha и всем участникам дискуссии в ее блоге, которые подтолкнули меня дописать эту историю про "артефакты"...Немного предыстории... Началось все с весеннего открытого заседании Клуба сетевого взаимодействия - коллективной мастерской, где мы составом человек в 50 играли с "артефактами".* Мы - это учителя школ Санкт-Петербурга и гости Клуба, впрочем, некоторые гости - уже постоянные. А еще про "глобус"...***Получилось так, что для обозначения всего того, что происходило на заседании Клуба в течение нескольких часов и продолжилось в виртуале, мы потом придумали даже свое название Артефактогогика или Артефакт-педагогика...О предложенных на Клубе "артефактах" и том, что из них сделали творческие учителя, подробно написала в своем блоге Мария Сонина, поэтому повторяться не буду. А лучше, пожалуй, коротко расскажу об идее "артефактогогики"...Об артефактах. Краткое введение в тему...Артефактом мы назвали любой объект, который попался на глаза, чем-то привлек внимание, заинтересовал, вызвал вопрос или удивление. Артефактом может быть все, что угодно: текст, картинка, короткое видео, схема..., то есть, любой цифровой объект. Гипотеза состоит в том, что учитель на основе такого объекта, отталкиваясь от него, может спроектировать и организовать обучение детей. Только вот обучение... чему? Какие цели поставит учителя для себя и учеников на таком "уроке вокруг артефакта"? Через какие формы учебной деятельности попытается это сделать? Какие результаты обучения запланирует и как сможет отследить?Особенность артефакта - его неизвестные свойства, которые необходимо сначала исследовать и описать (в нашем эксперименте получилось так, что объекты были практически все цифровыми, но не исключен вариант, что это может быть и реальный физический объект). Скажем, на первый взгляд, объект представляется материалом для отработки каких-то конкретных учебных навыков ("взятых" с нижних "этажей" пирамиды Блума), потом эти свойства объекта дополнительно исследуются, уточняются, в результате выдвигаются другие идеи - которые позволяют обогатить, а, возможно, и полностью изменить первоначальный сценарий и выдвинуть в его рамках более сложные учебные цели... А потом, в ходе дальнейшего исследования и обсуждения, выясняются новые, какие-то другие, более ценные свойства объекта, которые вначале не были замечены, параллельно предлагаются и конкретизируются варианты контекста, в который можно погрузить данный объект. Разумеется, это очень схематичное описание мастерской, ее первый "слепок". Но важно то, что в ходе мастерской может быть создано целое множество разных продуктов - уникальных учебных сценариев. Кроме того, работа с артефактами - творческая и развивающая мастерская для учителей, в которой они учатся проектировать учебную ситуацию на незнакомом и даже иногда противоречивом для них материале. В одной группе (а подобный практикум обязательным условием предполагает групповую работу), собираются учителя самых разных предметов. Одна из задач внутри группы, которую ей непременно приходится решать - договориться о теме, о предмете урока, о тех понятиях и концепциях, на которых он будет строиться. Надо отметить, что учителю, который традиционно очень прочно связывает свою учительскую роль с тем предметом, который он преподает, приходится нелегко. В обсуждении внутри групп сталкиваются предметные логики разных дисциплин, сталкиваются тезаурусы и культурные контексты разных педагогов, проблематизируется (как бы подвергается сомнению и пересмотру) весь предшествующий опыт учителей. Как выразилась одна из участниц: "и предметники наступают на горло собственной песне". Таким образом, участники группы неизбежно в процессе мастерской приходят к идее метапредметности, которую они пытаются развернуть в учебном сценарии и отразить в планируемых результатах обучения.В качестве иллюстрации к описанию идеи, моя личная рефлексивная запись после мастерской на Клубе, в которой отражены все этапы "поиска истины" в процессе проектирования:Приведу несколько примеров "артефактов", которые, подозреваю, ждут своего часа. Они были найдены разными участниками вирутального клубного сообщества.Артефакт №1. Шкала масштабов Вселенной**Посмотрите, какой интересный ресурс. Но посмотрите на него, пожалуйста, стараясь увидеть в нем артефакт-индуктор: Шкала масштабов Вселенной. К нему оставляют восторженные отзывы и лайки, но интересно другое, как можно его можно использовать для вызова? Для того, чтобы удивить, восхитить, заставить задуматься... Первая мысль - прямое и логичное продолжение слова в названии "мастштаб". Если масштаб, значит, точно урок математики? Или, может быть, урок биологии, ведь на анимированной схеме есть животные и растения? А может быть, в связи с наличием многочисленных небесных тел и объектов логично говорить об астрономии? Или о физике атома и ядра, раз туда включены элементарные частицы?В том-то и плюс настоящего, яркого "артефакта", что от него любой предметник может оттолкнуться, на нем есть куда развернуться и куда повести...Вот, посмотрите, какой тут можно устроить настоящий урок литературы с Осипом Мандельштамом:А как можно играть в слова! Тут у МандельШТАМа еще точнее (в привязке к чудному масШТАМометру):Тема "масштаба природы" в поэзии есть еще у Заболоцкого: "Во многом знании — немалая печаль..." или Я НЕ ИЩУ ГАРМОНИИ В ПРИРОДЕ, а как сильно его "Предостережение"? Артефакт №2. Сомнительная инструкцияЭтим и интересна инструкция, что составлена-то она точно и корректно, при том, что вообще есть вопрос о правомерности ее появления. Но именно этим как раз и выделяется, и запоминается, в отличие от многих других инструкций, которые можно обнаружить в пределах вытянутой руки.И второй вопрос: будешь ли ты сам ею пользоваться? И в каких случаях? И есть ли такая ситуация, когда точно воспользуешься, на все 100%?Может ли данный "артефакт" быть использован в рамках какого-то учебного предмета? И какого?Артефакт №3. Плакат "Круиз по Волге"Идеи, которые приходят в голову при первом взгляде на плакат, что тут хорошо было бы поработать на сравнении, причем, в нескольких аспектах.1. Сравнить подход к рекламе "тогда и теперь" (дизайн, содержания, целевая аудитория и т.д.).2. Сравнить сами возможности речного туризма "тогда и теперь".3. Наверное, можно было бы и стоимость сравнить, если бы удалось вывести коэффициент для их преобразования "тогда и теперь".А на какой сценарий еще провоцирует сей артефакт? В завершение поста, который, надеюсь, будет иметь какое-то продолжение, приведу запись из ленты Елены Ворониной, автора блога "Оно вам надо!":Что вы, уважаемые коллеги, думаете по поводу всего написанного? Есть, например, идея, что подобные педагогические мастерские в виде "игры с артефактами" можно проводить и в виртуальном формате. Надо как-нибудь попробовать...Не совсем обычные ресурсы, на которые можно отправиться в поисках "другого глобуса" (с благодарностью к авторам, которые делятся ссылками в соцсетях: Елене Ворониной, Елене Шевчук, Марии Сониной, Анатолию Шперху, Марине Курвитс и другим сетевым активистам): Вестник опытной физики и элементарной математики Сайт «Встарь, или Как жили люди» "Карманный ученый" - научно-просветительский проект для детей издательства "Розовый Жираф" Онлайн генератор рифм | Рифмопулемет - рифма к слову Ресурсы для поиска "артефактов" на английском языке: Periodic video/Периодическая видеотаблица 60 символов Видео-серия о числах. Numberphile Deep Sky Videos Words of the World * Тут надо обязательно добавить, что на очных заседаниях Клуба сетевого взаимодейстия нередко возникалали интересные инициативы, связанные непосредственно с галактическими проектами. Один из примеров описан мной в постах Проблематизация "от тумбочки"и Рождение тренинга "Посетители музеев"** Все приведенные примеры были найдены разными людьми в Сети и опубликованы в разделе с одноименным названием сообщества в G+.*** "про другой глобус" - это лого или мотто мастерской (принадлежит бессменному лидеру питерского Клуба Ю.Ээльмаа) дидактика другой глобус клуб сеть эксперимент