Обучение вне стен классной комнаты - кому и зачем это нужно? Блог тренера / 09.10.2011 Принято считать, что большинство инноваций, в которых в качестве инструмента познания выступает компьютер, совпадают по времени с эрой развития Интернета и компьютерных технологий, т.е. появились не так давно.В отношении модели обучения вне стен классной комнаты (Outdoor education, Outdoor learning), дело обстоит не cовсем так. Первые зафиксированные попытки организации такого обучения и его теоретического осмысления относятся еще к концу 19 века. Чуть позже зарождается движение скаутов, а с ним получают распространение и детские лагеря, организованные с образовательными целями. "Обучение через дело!" - вот один из принципов скаутского движения.Основная тематика получивших позднее распространение разнообразных образовательных программ, в основном, концентрировалась на изучении природы и экологии, но при этом никогда не сводилась к обычной экскурсии. Чаще всего участники исследовали местность, изучали явления природы и открывали для себя их закономерности опытным путем - через наблюдение и эксперимент. Так как условия проживания и обучения участников в походе и лесном лагере часто были далеки от комфортных, немаловажным считалось также воспитание волевых качеств, а также предприимчивости, любознательности, умения решать проблемы и преодолевать трудности в одиночку и командой. Процесс обучения c самого начала мало походил на традиционные школьные уроки, скорее, он носил характер игры (gamization), квеста (quest) и приключения (adventure travel). Проблема с "пассивностью в учебе", столь актуальная для традиционного классно-урочного обучения, отпадала сам собой. Привлекательность для детей обучения через игру и самостоятельное действие не подлежала сомнению. С появлением удобных и легких переносных ноутбуков возможности такого обучения оказались практически безграничными. Оказалось возможным фиксировать и сохранять в удобном виде результаты наблюдений и опытов непосредственно на месте события. Таким образом, понятие среды обучения стало включать в себя не только окружающую природу или музейно-культурные объекты, но было дополнено электронной средой. В этой среде можно делать многое: пополнять фото и видео-коллекции, вести дневники наблюдений, зарисовывать карту, составлять план действий. Если рабочие компьютеры участников объединены в сеть, можно делать записи совместно, дополняя друг друга, обмениваясь комментариями. А при наличии интернета можно получить недостающую информацию об объекте и месте нахождения из глобальной сети, то есть, воспользоваться возможностями "расширенной реальности". Дополнительные возможности для применения с учебными целями дают мобильный телефон и GPS-навигатор, главное - понять, как можно пользоваться этими новыми инструментами в необычных условиях обучения.Для развития движения одной "хорошей идеи" мало, разовый и частный опыт отдельных экспериментаторов необходимо обобщать. В настоящее время с целью поддержки идей обучения в естественных условиях есть сайт института IOL (The Institut for outdoor learning). За время существования движения тематика учебных экспедиций и образовательных лагерей существенно расширилась и охватывает широкий спектр: от благоустройства территории и ориентирования на местности до изучения искусства и драмы. Местом организации такого обучения становился парк, пруд, лес, территория музея или заповедника... Возможность на практике, в конкретной ситуации, применить имеющиеся знания и навыки, самим породить/выработать новое знание, получить опыт, в полном смысле слова - прожить его, а потом переосмыслить произошедшее через участие в групповых обсуждениях - такова, вкратце, суть "обучения вне стен классной комнаты".На фотографии участники разновозрастной и "разношкольной" команды на этапе Большой игры в усадьбе Петровское. Проект "Гений места", 22 сентября 2011г.Увлекшись идеей такого обучения и познакомившись со статьями Алексея Киселева Цифровой лагерь модели 1:1, в которых описывался опыт экологических лагерей-экспедиций в селе Пустынь Арзамасского района Нижегородской области, мы решили сами организовать похожий по форме проект. Надо сказать, что у нас уже был опыт организации обучения школьников-старшеклассников на базе Пушкиногорского заповедника. Это был совместный проект двух школ (209-й гимназии Санкт-Петербурга и Таллиннской кесклиннаской русской гимназии), в подготовку которого было вложено довольно много сил, но в нем не было никаких ноутбуков и, (это важно отметить!) было совсем разное видение организации обучения практически у всех учителей, участвовавших в проведении проекта. Как сейчас понятно, это было почти закономерно, поскольку каждый участник привносил в проект, прежде всего, свой учительский опыт, ограниченный "классно-урочной моделью обучения", а также опыт "экскурсий по памятным местам". Повторять эксперимент второй раз с таким же примерно результатом нам не хотелось. Перед нами встала задача: попытаться еще "на берегу" максимально согласовать видение всех соавторов и разработчиков. Для этого необходимо было задолго до очной встречи начать совместное проектирование. Это было не так просто, тем более, что число команд и участников увеличилось...Иными словами, нам была нужна модель "обучения вне стен классной комнаты". Во-первых, чтобы разобраться, зачем вообще надо выходить за пределы класса, пытаясь экспериментировать в совершенно новых и часто непредсказуемых условиях естественной среды? Во-вторых, чтобы понять, в чем особенности и отличия нашей модели от традиционным образом организованного процесса, в чем могут быть ее преимущества? Были и другие вопросы: Как научиться проектировать обучение "вне стен классной комнаты"? Как организовать? Какими силами? Как удержать цели? Каковы возможные риски?В серии статей на Галактике собираюсь рассказать об этом, не совсем обычном проекте, в ходе которого мы пытались ответить на описанные выше вопросы. Проект "Гений места" был осуществлен в июле-октябре 2011г. силами большой международной команды учителей трех школ: Москвы (26-ая школа), Санкт-Петербурга (209-я гимназия) и Таллинна (Таллиннская кесклиннаская русская гимназия). Насколько нам удалось достичь запланированного и продвинуться в собственном понимании новой формы обучения? Практическая часть завершена, впереди анализ и осмысление сделанного. Постараюсь делать это в своих постах, не знаю, насколько получится...Вопросы (в комментариях) от тех, кому эта модель интересна, очень помогли бы собрать пока еще разрозненные наблюдения и впечатления...Заранее спасибо!Связанные посты:Побег из классной комнаты: как организовать взаимодействие учителей?Побег из классной комнаты: День дистантаОбучение вне стен классной комнаты - кому и зачем это нужно?Побег из классной комнатыПобег из классной комнаты. Изменение оргформОбучение вне стен классной комнаты. "Гений места". СопроектированиеПодробнее о проекте "Гений места"Побег из классной комнаты: урок в торговом центреПроблематизация "от тумбочки"Обучение вне стен классной комнаты - кому и зачем это нужно?Обучение вне стен классной комнаты. Гений места. Игры в паркеРождение тренинга "Посетители музеев"Был ли функционален вебинар по функциональному чтению?Собираем материалы "паркового урока"Парковый урок: анализируем учебные материалыПарковый урок: сбор у солнечных часов..Парковый урок: фотодокументированиеПарковый урок: фоторепортаж как учебная деятельностьПарковый урок: коллекции интерактивных упражненийПарковый урок: работа со сплошным текстомПарковый урок: работа с несплошным текстомПарковый урок: основные итоги проектаПарковый урок 2.0: собираем идеи, как его развивать!Парковый урок 2.0: откуда берутся идеи?"Обучение вне классной комнаты" как спецкурс в педагогическом ВУЗеКласс без стен или можно ли учиться в школьном коридоре?Мобильные приложения для лабораторной работы в классеКак мы с учителями использовали планшеты для обученияОбразовательная игра в парке: как использовать планшет?Артефактогогика... или в поисках другого глобусаФотоохота в развалинах монастыря БригитыПарковый урок 2.0: Фотоохота в маленьком эстонском городкеОбразовательная игра на Певческом полеКак пятиклассники изучали цвета и формы своей школыПроект "Незнайка" как пример общешкольной образовательной игрыПеддизайн на шапках, носках и варежках...Антоновские яблоки или результаты одного QR-квеста Усадьба Петровское как строительный проект А.П.ГаннибалаЭмодзи-Пушкин, танцы в Тригорском, бумажные блоги и другое... 1:1 Classmate ноутбук образование вне стен классной комнаты ученик учитель