Карандашное программирование. Начало Блог тренера / 13.06.2016 Недавно нашла новую для себя визуальную среду блочного программирования для младших школьников http://pencilcode.net/ Хотя, судя по дате проморолика (2013г.), ее многие уже должны знать. Посмотрела, сколько создано англоязычных обучающих материалов, в том числе в виде доступных youtube-роликов и подумала, что нужно сделать несколько шагов по ее популяризации среди русскоязычной аудитории. Причем, эта аудитория не ограничена исключительно информатиками. Организовать работу в среде "карандашного программирования" могут и учителя начальной школы, и учителя математики.Создавать в среде можно арт-объекты, музыкальные объекты, и игры/истории, поскольку в pencilcode три режима: Draw, Jam, Imagine Как тут не вспомнить Пайперта, с его словами, относящимися, правда, к предшественнику "карандашного кода" - языку Logo?ИНТЕРВЬЮ СЕЙМУРА ПЕЙПЕРТА, 16 февраля 1998 г. pencilcode позволяет изучать начала программирования с помощью графических блоков, подписи к которым содержат команды. Интерфейс переключается — можно работать в любом из двух форматов: визуальных блоков или текстового кода. Переход между ними совершается в pencilcode нажатием одной кнопки.А исполнитель-черепашка поможет визуализировать код, записанный любым из этих двух способов, точнее сказать, мы будем управлять ее действиями с помощью команд. Действие, как и во многих других подобных программах-средах, происходит на клетчатой доске — в системе координат. Черепашка изначально находится в центре доски — в точке отсчета (начале) системы координат. Масштаб измерения — черепашьи шаги. На стороне одной клетки помещается 25 черепашьих шагов.Система координат устроена достаточно удобно: начало системы координат расположено в центре листа, ось X направлена слева направо, ось Y – снизу вверх. Осикоординат, правда, не видны, они – воображаемые. Среда, очень похожая и на Scratch и на Blockly, позволяет начать работу с учениками самых разных возрастов. Самый младший, пожалуй, это 4-ый, 5-ий класс. Но здесь есть простор и для более старших школьников.Регистрация проста!Только имя пользователя (никаких реальных имен) и пароль!Как начать? Что рисовать? Вначале почти всегда есть страх пустого листа. Кроме того, нет привычных инструментов для рисования — карандашей, кисточек, заливок и т.д. А есть совсем новые и необычные инструменты — команды в виде блоков, и детям нужно показать, как их использовать. С какими из команд можно знакомиться в самом начале?ART-блокиНачать работу в среде можно с небольших задачек-вызовов, больше напоминающих игру, игру в рисование. Для этого нам понадобится, например, карандаш: он оставляет след и может быть разной толщины. В ART-блоках на первых порах хватит карандаша (pen), точки (dot) и квадратика (box), размеры которых определяются числом в окошке внутри блока. Для карандаша могут пригодиться два его положения (PU) — поднять карандаш, (PD) — опустить карандаш.Команды движенияДля первых рисунков с самыми младшими школьниками будет достаточно трех-четырех первых из всего списка команд: вперед-назад, направо-налево. А числом в окошке внутри блока можно задать длину пути и угол поворота Дорисуй/нарисуй фигуруУченику бывает трудно сразу создать свой собственный рисунок, даже придумать его. Используя те же самые команды, черепашка рисует простые фигуры, которые можно заготовить на клетчатой бумаге и предложить ученикам. Можно дать и незавершенные рисунки: к уже записанным блокам ученик просто добавит свои. КорабликРисуем коронуПервые шаги - это очень простые рисунки, такие, например, как эта корона:КоронаЕсли сразу рисовать командами не получается, можно предложить ученикам немного "поиграть" с готовым кодом, поменять в нем параметры, попереставлять местами - перетаскиванием - блоки, дописать готовый код, дополняя его новыми командами. Получится целая выставка корон:Еще два упражнения, которые помогут начинающим придумать свой сценарий рисунка.тМишень Здесь радиусы для кругов мишени задаются не числом, а переменной. Для вычисления радиусов используются операторы для записи арифметических операций и выражений.Маяк Этот пример с использованием текстового блока.Ну и, конечно, с помощью черепашки всегда можно нарисовать что-то свое!Такие проекты (домики, светофоры, отрезки и их комбинации,, различные геометрические фигуры...) могут рисовать с помощью блоков кода ученики, начиная с самых младших классов:Прочерти маршрут для черепашки!Играть можно по-разному. Например, сделать файл-заготовку, в котором будут два объекта: зеленый круг и желтый квадрат. Черепашке нужно, двигаясь по ступенькам, пройти путь от квадратика к кругу. Вариантов этой задачи можно придумать массу: достаточно задать разные начальные координаты объектов, а также предложить в условии разное количество и разные длины ступенек.После того, как задача будет решена простым линейным алгоритмом, ученик,кстати, может и не знать еще этого понятия (см. код слева), можно показать, как оптимизировать (укоротить запись, уменьшить количество блоков), введя блок цикла. При этом можно провести параллель с переходом от сложения одинаковых слагаемых к умножению: N раз по четыре повторяющихся команды (см. правый код)Желтый квадрат-зеленый кругЧто с помощью dot и box можно рисовать-программировать с учениками постарше?Уроки для 7-8ых классов по этой теме (они знают координаты) можно провести сразу в модели "создаем картину". Искать образцы можно у Виктора Вазарели, у которого особенно много подходях картин, Френка Стеллы, Эльсуорта Келли, Сола Левитта.Как сохранить проект? Как поделиться?Проекты сохраняются с помощью кнопки Save, а поделиться ими с другими можно с помощью кнопки ShareИ хранятся они под такими иконками в вашем личном хранилище:В заключение...Для первого знакомства со средой карандашного программирования достаточно лишь некоторых блоков из наборов: АРТ и ДВИЖЕНИЕ. Освоив первые инструменты на практике для создания своих рисунков, ученики начинают более смело использовать и другие, новые. Но лучше, если их освоение будет спонтанным: учеником задуман некий образ, сценарий, а для его исполнения нужны эти самые, еще не опробованные инструменты. Задача нарисовать что-то по конкретной теме также может быть предложена учителем. Необходимо лишь постепенно поднимать уровень сложности задач-вызовов и создавать каждый раз новые проблемные ситуации.Есть идеи, что нарисовать?Продолжение следует...Полезные ссылки:Учебник для начинающихМатериалы для учителяПример рабочего листа для 1-го урокаИзучение языка программирования Logo (Лого) в среде KTurtleПосты по теме карандашного программирования Карандашное программирование. НачалоКарандашное программирование: смайломанияКарандашное программирование: чужой код для решения своей задачи...Карандашное программирование: циклыГеометрия и карандашное программированиеКарандашное программирование: холст как координатная плоскостьКарандашное программирование: рисуем пейзажи масштабированиемКарандашное программирование: четыре черепашкиКарандашное программирование: несколько черепашек и поворотная симметрияКарандашное программирование: черепашка рисует паркеты и мозаикиКарандашное программирование: черепашка и оптические иллюзииО творческих домашних заданиях, или Могут ли все ученики быть успешными?Программирование для воссоздания картин: математика и искусство вместеВ начале была цифра?Пляшущие черепашкиИскусство создания снежинки, или Как скоротать зиму...Карандашное программирование: паркеты и жывёлыКарандашное программирование: рекурсияЁлка в коде. МКЁлка в коде. Этап 2. Шарики цветные Брошюра "Карандашное программирование". Л.Рождественская. Верстка Л.КравченкоСсылки на посты, посвященные визуальному программированиюЧему можно научиться с помощью Blockly и Сode?Спряжение КОДАКак могут ш«/код/»ить девочки?В коде - только девочкиСтатьи на темы математики в школе:Математические ресурсы в помощь учителю. Генераторы рабочих листов.Учебные видео по математике или "дети учат детей".Математические ресурсы для младших школьниковСоздай рабочий лист сам!Об идее коллекций учебных материалов...Рабочий лист и Библиотека КонгрессаПомощница GeoGebra или учителя учат учителей...Динамические апплеты в Geogebra как тема учебных проектов шестиклассниковО составлении заданий на естественно-научную и математическую грамотностьПапа у Васи силен в математике?GeoGebra в развитии. Н.ЯниковаПомогут ли нам автоматы учить математику? А.ШперхПлохие новости для учителей химии и математики? А.ШперхПолезный микс: STEАM-продолжение Пост Елены Годуновой с массой идей для интеграции математики и искусстваЛоскутное одеяло из неравенствБогатая математика - бедная математикаИдеи в духе STEAM: геометрический конструктор на основе рисунков GoogleМатематики больше НЕ плачутМатематики тоже плачут...STEAM в начальной школе: геометрия комнатыМатематика и искусство — переплетение возможно!О математических иллюстрациях к художественным произведениямМатематика для началки в веб-приложенияхЗадачи для геобордаЧто кроме учебника математики? Blockly STEAM pencilcode блочное программирование искусство карандашное программирование математика программирование