"Детские дни в Петербурге". Когда скучаешь по музею? Блог редактора / 08.12.2014 Уважаемые коллеги!Сегодня я хотела бы продолжить рассказ о прекрасных музейно-педагогических программах для детей и взрослых, которые были представлены участникам Х Фестиваля «Детские дни в Петербурге». Очень стараюсь, чтобы не только как повествование воспринимались эти тексты (начало здесь), но и как «зацепки» для придумывания чего-то своего, нового, с теми ресурсами и на той базе, которыми располагаете Вы, для инициирования новых проектов и программ в сотрудничестве с музеями, используя возможности мобильного обучения.Гатчина. Здесь нас познакомили с двумя очень разными, но деятельностными программами. Первая - «Музейные сундучки». Это эксклюзивная семейная программа, рассчитанная на самостоятельное, без экскурсовода, знакомство в игровой форме с дворцом. Участникам программы предлагаются сундучки с реквизитом, игровым сценарием путешествия по залам дворца (в виде красочного буклета) и материалами для творчества. Сам сундучок может служить в экспозиции переносным сидением или столиком для ребенка. Игра называется «Что за птица? Какого полета?». Войдя в роль «Важной птицы», ребенок выбирает по своему вкусу «место жительства» — дворец или замок, а затем, выполняя вместе с родителями игровые задания, убеждается, что оба эти архитектурно-бытовые измерения существуют в гатчинском дворце одновременно. Буклет-путеводитель содержит планы залов, задания и подсказки для ребенка, памятки и информационные справки для взрослых.«Музейные сундучки» — это авторская интерпретация музейного «текста». Ее цель не передача ребенку исторических сведений, а развитие любознательности и обогащение коллекции образов, из которой ребенок черпает материал для фантазии, творчества и исторического познания. Автор идеи и текста: Дарья Агапова. Художник: Варвара Помидор. Пожалуйста, обратите внимание на вводные тексты сопроводительной брошюры.Рассказав о программе, нам вручили по сундучку, и мы пошли «работать»: смотреть и находить детали в интерьере, складывать пазлы, выдумывать собственные вензеля, проделывать «зеркальные фокусы» и многое другое. Залы дворца становились понятнее и ближе. Это уже были не абстрактные интерьеры, а место, где я сам что-то нашел, понял, чему-то удивился. Мы не прошли музей. Мы в нем «пожили». Он стал «моим». И, кстати, я, например, уже начала скучать по этому дворцу. Вторая программа была не менее глубокая и интересная. «Ощущение дворца» – специализированная программа для слепых и слабовидящих детей старше 6 лет.Цель программы – показать дворец слепым детям, не выделяя отдельного пространства, как можно полнее познакомить незрячих детей с императорской резиденцией, помочь почувствовать ее масштабы, характер внутреннего убранства и архитектуры, дать ощущение дворца. Программа награждена премией «Музейный Олимп» 2014 в номинации «Музей и дети».Ее авторы-разработчики - начальник отдела музейных программ Людмила Никитична Перова и ведущий методист Надежда Ивановна Номинханова.«От Комитета Культуры были получены грантовые деньги на разработку программы для людей с ограниченными возможностями здоровья. Мы работали над проектом 8 месяцев, выбрав самую сложную аудиторию – слабовидящих и слепых людей. Консультантами выступили методисты центральной библиотеки для слепых», - рассказала Надежда Ивановна.Программа идет 30-35 минут. Ты не успеваешь устать. Но столько деятельности предусмотрено в это время! Прикосновение к музейному предмету – как действие и как иллюзия – очаровывает, делает тебя причастным к жизни старинного дворца.Общение происходит на ином, чем привыкли посетители музея, уровне. Слух, моторика, обоняние, - все органы чувств задействованы для создания «ощущения дворца». Все приемы, показанные нам в рамках этой программы, совершенно естественно накладываются на «обычную аудиторию». Например. Мы поднимаемся в парадные залы. Это обычное дело – идти вверх по лестнице. А если шагами измерить длину ступени, их количество (если не ошибаюсь, 3 пролета по 17 ступеней), периметр залы (которая визуально кажется не очень большой, а оказывается 80 квадратных метров), - то пространства понимаются уже несколько иначе, осознанно выстраивается высота второго этажа дворца. Заходя в залу, обращаем внимание на количество дверей и окон, говорим о количестве деталей и основных цветах убранства. В программе выделены объекты для тактильного знакомства с дворцом: часть предметов – муляжи, часть – обозначены в путеводителе, часть – в интерьерах дворца (камин из лазурита, вазы, колонны из итальянского мрамора и т.д.). После прохода такой группы смотрителям залов, конечно, прибавляется работы: необходимо обработать и вытереть музейные предметы. Но рождающиеся ощущения прикосновения к истории всех участников группы стоят этого.Из залы в залу нам рассказывают небольшие истории о жизни обитателей дворца. Беря в руки материалы из экскурсионной коллекции: то рогожку (одежда слуг), то изысканное сукно (форма офицеров), то парчу и шелк (платья дам), то бархат и гобелены (обивка мебели) – мы ощущаем «вкус» того времени.Примеряя корону или парик, невольно движения становятся величественнее...Прикасаясь к трону, - задумываешься о бремени власти...Программа очень нужная для всех. Программа сложная для музейных работников. Поэтому проводится она только по предварительной записи для слепых, слабовидящих и смешанных групп. Наряду с экскурсоводом работают ассистенты и сопровождающие.***В Гатчину можно возвращаться снова и снова, потому что здесь есть Чесменская и Оружейная галереи, и подземный ход, и прекрасный парк, и временные выставки... А еще есть люди, которые хранят для нас историю. С уважением и любовью к прошлому и настоящему. Гатчина Санкт-Петербург дети детские дни деятельность музей