МЕТА литература. Расширяем горизонты урока лисичка's blog / 14.02.2016 Как сделать урок литературного чтения в начальной школе не только привлекательным для ребят, но содержательным и полезным, многогранным, фундаментальным? Давайте разберёмся, какие цели преследуют данные уроки, какие из них мы бы поставили во главу угла? Выделю несколько:***Я думаю, важно отталкиваться от интереса и потребности к чтению. Если ребёнок получает от чтения удовольствие, если стремится читать, то это основа для всего другого, всё остальное будет выстраиваться гораздо легче. Самое главное, читать он будет не потому, что надо кому-либо, а причина в нём самом: чтение - неотъемлемая часть жизни. Но вот чтобы этот интерес возник, по моему мнению, важны несколько факторов. На чём должен базироваться современный урок литературного чтения? Вот моё видение данного вопроса.Во-первых, важно осознавать, что урок не должен быть изолированным от целостного восприятия ребёнком мира и освоения культурного опыта. Есть «фундаментальные» понятия, объекты, которые лежат в основе любого предмета. В предыдущем посте я рассказывала об игре-квесте « В поисках потерянного времени», затрагивающей понятие «время». Я за органичное дополнение и взаимодействие, например, сочетание музыки, цвета и слова. НЕ секрет, что при таком «симбиозе» усиливается восприятие и эмоциональное окрашивание произведений искусства. Пример, урок по произведению К. Паустовского «Корзина с еловыми шишками». Как обойтись при знакомстве с художественным словом без прекрасной музыки Э. Грига, живописной красоты Норвегии, красок природы… Один из приёмов, использованных на данном занятии - «декламация отрывка под музыкальное сопровождение». Ребята сами выбрали фрагмент рассказа, который захотелось продекламировать, прослушали несколько музыкальных произведений Э. Грига и остановились на одном - «Утро», которое, по их мнению, наиболее точно подходит: подчёркивает красоту слова. Несколько любительских фрагментов.Понятие «Знак». Как отстраниться от приёмов визуализации и схематического представления информации? Палочкой -выручалочкой для меня стало осуществление анализа текста произведения с опорой на Пример.Во-вторых, урок литературного чтения всегда должен оставаться творческим и вдохновляющим на «подвиги»! Практикую «уроки свободы», когда всю «власть» по сценированию занятия и воплощению идей передаю в руки детей. Они готовят материал, продумывают содержание, распределяют роли, ведут активную подготовку и выдают ШЕДЕВР. Чаще всего на это выделяются обобщающие уроки. Наткнулась на фотографии прошлого года (мои в 3 классе!), тема «Поэтическая тетрадь. Пришла весна-красавица».Все эмоции и чувства передаём в МУЛЬТИ творчестве (рассказ о котором вполне может претендовать на отдельную историю!). Оно - дополнение наших литературных занятий. Замечательно работает на этапе работы с текстом, а именно интерпретации текста.В-третьих, уроки чтения всегда должны давать «пищу для ума и сердца» Анализ текста - благоприятная почва для исследования. Маленький экскурс в урок по произведению В.Ф.Одоевского «Городок в табакерке», когда после прочтения посыпались идеи – чертежи механизмов необычной формы и содержания (механические игрушки, механические открытки), механические изделия из конструктора. Очень часты на наших уроках и литературные споры, где мы занимаем и отстаиваем позицию автора, персонажа и собственных читательских впечатлений.***В завершение хотелось бы отметить, что мой рассказ - это капля в том море возможностей, которые расширяют границы и горизонты. А если привлечь ещё и современный инструментарий… При подготовке к уроку просматриваю всегда много материала, намечаю векторы предполагаемых проблем, понятий… но, до чего трудно загнать радужный урок в рамки. Думаю, этого делать и не стоит! литературное чтение метапредметность начальная школа