Зачем создавать школьный музей? Записки Самоделкина / 13.09.2011 Один из проектов "Галактических мастерских" посвящен школьным музеям. Его тема "Школьный краеведческий музей". Проект казался не таким уж сложным. И уже изначально было предположение, что этот проект будет посвящен разработке виртуального музея. Оставалось определиться более точно с темой и, соответственно, предметной направленностью. Совместная деятельность форумчан дала определенные результаты, но проект остановился. С сентября мы пытаемся возобновить работу мастерской, в том числе, и разработку этого проекта .Организовать музей, как показывает практика, дело непростое.Во многих школах музеи уже созданы, а есть школы, где только задумываются о создании музея. В отдельных округах ведется статистика, сколько музеев по школам организованно, за что эти школы получают дополнительные баллы под конец года. Тем самым намекая другим школам - «Ну что же вы?». Говорится много красивых и возвышенных фраз о роли школьных музеев в становлении личности, о патриотизме и т. п.В результате появляются вопросы.Зачем нужен школьный музей? Какая от школьного музея может быть польза? Для кого создается школьный музей? Как организовать работу в музее так, чтобы он не превратился со временем в склад старых вещей? Как сделать, чтобы это не был единственный проект одного увлекающегося учителя или ученика?Видимо для себя нужно ответить на эти вопросы в самом начале, до создания школьного музея. Если, конечно, музей работает не для показухи, и помимо экскурсий планируется активное вовлечение учеников в исследовательскую деятельность…Первое время, пока идет накопление экспонатов в музее, тем для проектной деятельности учеников может быть множество. У каждого экспоната есть своя история (начиная от истории создания экспоната, заканчивая кому принадлежал), скорее всего, область применения, материалы, технологии, аналоги, что предшествовало появлению данного экспоната, к какой эпохе он относится и т. д. По этим направлениям ученики могут делать проекты, как с использованием компьютерных технологий, так и без, но польза от этого будет точно. Если рассматривать с точки зрения применения компьютера в проекте, то это создание презентаций, сайтов (это, скорее, сайт-визитка) видеоклипов, написание статей про отдельные экспонаты в школьную газету. Главное, что прежде чем все это создать, дети проводят исследовательскую работу, собирают материал, анализируют его.Но наступает время, когда становится очевидно, что с трудом выбитое помещение под музей, не вмещает экспонатов. И что делать дальше? Можно, конечно, остановится, и довольствоваться той экспозицией, которую уже собрали: проводить экскурсии и уроки. Но часто экскурсии для учеников превращаются в навязанный просмотр экспонатов, а уроки - в скучные монологи учителя с зачитыванием рефератов.Компьютерные технологии, конечно же, спасают в данной ситуации. Настает момент, когда можно из накопленных презентаций, сайтов-визиток и статей построить виртуальный музей. Виртуальному музею не нужны помещения, а значит, можно параллельно продолжить и исследовательскую работу с новыми экспонатами, а также можно добавить создание ленты времени, где экспонаты встанут по своим местам или создание 3D экспонатов, что сделает проект виртуального музея более интересным. А можно устроить виртуальное путешествие по музею в игровой форме, как предлагалось в статье Инны Пендикяйнен .Мысль можно развивать и дальше, например, в сторону межшкольных проектов, но, наверное, самое главное...Если музей открылся в школе, то он должен работать так, чтобы в процессе зарождались новые идеи проектов, с новыми целями и задачами, которые будут интересны детям, ну, и учителям, конечно. Если это будут только экскурсии, то музей, скорее всего, постепенно закроется, так как интерес пропадет не только у детей, но и у организаторов. В завершение хочу вернуться к работе "Галактических мастерских". Работа над проектами продолжается. Нам осталось выполнить всего два заключительных этапа. И еще раз напомню, что эти работы займут почетное место в «Репозитории работ 1:1», а активные участники получат поощрительные баллы по Программе накопления баллов. 1 ученик:1 компьютер 1:1 мастерская модель 1-1 модель учебного процесса образовательное пространство проект