Обучение вне стен классной комнаты. "Гений места". О проблемах коллективной работы... Блог тренера / 14.11.2011 Продолжение. Предыдущий пост. От согласования до совместного ПРОживанияИтак, для всех участников доступны каналы взаимодействия: мы общаемся по электронной почте, парами - в чатах, для групповых обсуждений задействован SKYPE. Но это все - инструменты, а как обеспечить содержательную работу в новом для учителей сетевом формате? У каждой из школьных команд есть опыт проектирования в условиях своей организации, у кого-то за плечами - успешные межшкольные проекты, но во всех предыдущих случаях участники проектирования или знакомы друг с другом, или, в крайнем случае могли встречаться очно, чтобы о чем-то договориться, что-то согласовать. Опыта сетевого проектирования в масштабах международного проекта не было ни у кого. Как бы внешне не были похожи наши школы, у каждой из них - сложившаяся организационная культура. В совместном проекте учителя являются представителями своих школ, они несут культуру своей школы на себе, хотя до поры до времени могут и не замечать различий, и не придавать им большого значения. Но при решении конкретных задач разный "прежний опыт" каждого приходится учитывать. И чем сложнее проектные задачи, тем больше вероятность обнаружить в процессе работы "культурные различия". В любом совместном проекте важно быть готовым к тому, что различия обязательно проявятся, дадут о себе знать. По большому счету разный опыт участников является ценностью и ресурсом, при условиии, если его обнаруживать и фиксировать во время совместных обсуждений. Вот почему в организации проекта особое значение придается обратной связи и рефлексии участников. Такая организационная установка - на совместное обсуждение любых проблем - позволяет избежать конфликтов, которые могут возникать в условиях большой психологической нагрузки и ответственности организаторов при разворачивании игр с детьми на местности.Особенность проектирования такова, что все, начиная от формата игр на местности и принципов составления заданий, и заканчивая более "тонкими настройками", например, - новой ролью взрослых в руководстве детьми, невозможно траслировать на словах. Наверное, если бы в нашем проекте учителя совместно разрабатывали урок - то есть формат более традиционный, - то в личном опыте каждого было бы больше пересечений каждого отдельного участника с опытом других. Но большинство проектировочных задач, которые мы решали, обладали высокой степенью новизны - готовых, наработанных, решений у нас не было, их приходилось искать вместе. О чем только было возможно, нам нужно было договариваться до непосредственной очной встречи, бесконечно согласовывая и уточняя свое понимание, остальное - проживать на месте и вместе. Как нам научиться договариваться? Использование шаблонов в документах. Разность подходов к проектированию проявляется на уровне постоянно возникающих в обсуждениях вопросов. Вопросов, которые ставят участники из разных позиций.У кого-то эти вопросы звучат так: давайте договоримся, а что мы делаем на месте (с упором на слове "делаем"), из какой последовательности действий будет состоять игра?Другой напоминает: не забудем, что игра дожна быть не просто интересна детям. Что будут проделывать во время игры сами ученики - какие действия? И какая роль при этом отводится учителям?Чему научатся дети в результате? Раз мы заявляем проект как образовательный, значит, мы должны думать об образовательном результате, но только или знания, и из какой предметной области будут составлять этот образовательный результат? Что еще, кроме знаний?Кто-то напоминает своими вопросами о самом месте, где будут проводиться игры. Не учитывать контекст - особенности места никак нельзя. Необходима контекстная привязка планируемых этапов, заданий, способов организации.Мы не можем не думать и о том, что наличие переносных классмейтов переводит наш проект на какой-то иной - новый для нас уровень. Одна из школ берет на себя ответственнность по обеспечению команд нетбуками - и мы все озабочены тем, чтобы обеспечить уровень оцифровки материалов и заданий. Не говоря уже о техническом обеспечении: подготовке самих ноутбуков, их зарядки, раздачи, сохранности... Но как еще меняет наш проект наличие небольших синих гаджетов - классмейтов? Поскольку основным способом нашего взаимодействия является совместная работа в Googlеdocs, то для согласования вышеперечисленных вопросов нам нужен какой-то удобный шаблон, ориентируясь на который мы сможем спроектировать нечто новое - учебную ситуацию (кейс). Его прототипом становится шаблон для описания кейсов повсеместного обучения из проекта Ubiplace, запущенный в прошлом году на Letopisi.ru. В нем есть разделы, в которых предполагается размещение ответов на многие из вопросов.Все участники проектирования на первом этапе разработки образовательных игр на местности "пропускают" любую свою идею сквозь этот шаблон. Эта процедура, в основном, помогает нам пресматривать наши учительские установки, по возможности преодолевать классно-урочные подходы к составлению заданий.Мы учимся в процессе проектирования, много спорим, "креативим" и пока еще у нас едва хватает сил на критическую оценку придуманного сразу - по ходу. А ведь задания, придуманные учителями, пройдут потом самое главное испытание - принятие детьми... Значит, к ним еще не раз придется вернуться. Правила совместной работы в документахДобавлю несколько важных, с моей точки зрения, наблюдений относительно нашего сетевого общения во время работы в Google-документах. Работа над совместными документами трудна, поскольку требует не только сосредоточенности и внимательности, но и предполагает включенность участников - способность своевременно реагировать на обновления, добавлять, уточнять, комментировать... Еще одна особенность работы над общим документом состоит и в том, чтобы в процессе добавлений, уточнений и "лирических отступлений" все же не дать ему разрастись бесконечно. В какой-то момент требуются, что называется, жесткие действия модератора по правке и окончательному оформлению текста. Но правка твоего собственного текста другим участником воспринимается болезненно многими, если не сказать - всеми, особенно поначалу. Иногда вместе с куском текста "вырезается" выношенная тобой мысль, образ, идея, и ты не всегда готов с этим примириться...В чем сложнось такой работы? В бесконечном согласовании позиций! В том, чтобы понимать и слышать мысль другого. В том, чтобы, отстаивая свое, не разрушить общее, сохранить его целостность.И опять мы приходим к правилам! На этот раз - правилам работы над коллективными документами. Правилам, которые, с одной стороны, не были бы настолько жесткими, чтобы кто-то из нашей команды вообще захотел сотрудничать с автором идеи/документа... Правилам, тем не менее, достаточно прозрачным и конкретным, которые бы позволили "удерживать авторскую линию" и выдерживать единый стиль с использованием процедуры редактирования. Каждый автор, открывающий свой документ, может пригласить к сотрудничеству любого желающего из числа участников проекта, а может и "расшарить" его на всех, при этом он должен "проговорить", "сообщить другим" правила работы в "его" (им открытом) документе, например, в начале документа разместить короткий набор этих самых правил.Помимо документов, что называется, необходимых и обязательных, иногда как бы сами собой придумывались оригинальные форматы. Например, когда нужно было написать сообща легенду проекта, то в одном из таких коллективных документов спонтанно возникла языковая игра со словом "место", появившаяся, как ручеек из подземного источника - уже начавшего на тот момент оформляться названия проекта "Гений места" (идея именно так назвать наш проект принадлежит Лидии Кобцевой). В результате такого флэшмоба получился "быстрый" вики-текст, текст, созданный сообща. Пополнение этого текста стало хорошим тренингом на согласование видений разными авторами. Там, в списке слов, набросанных всеми участниками этой спонтанной игры, в неявном виде оказались отражены и ценности, и правила нашего общего проекта...Посты по теме:Обучение вне стен классной комнаты - кому и зачем это нужно?Обучение вне стен классной комнаты. "Гений места". Сопроектирование.Обучение вне стен классной комнаты. "Гений места". О целях... Classmate ноутбук образование вне стен классной комнаты сопроектирование ученик учитель