Интерактивные лаборатории. Виды заданий scar169 / 30.06.2011 В продолжение темы использования компьютерных моделей и их места в учебном процессе, а также темы творческих заданий. Помимо, собственно, лабораторных работ, компьютерные модели позволяют организовывать самые разные виды учебной деятельности.Приведу в качестве примеров три вида такой деятельности: Решение задач с последующей компьютерной проверкой. Учитель предлагает учащимся для самостоятельного решения в классе или в качестве домашнего задания индивидуальные задачи, правильность решения которых они могут проверить, поставив затем компьютерные эксперименты. Возможность самостоятельной последующей проверки в компьютерном эксперименте полученных результатов усиливает познавательный интерес, делает работу учащихся творческой, а зачастую приближает её по характеру к научному исследованию. В результате многие учащиеся начинают придумывать свои задачи, решать их, а затем проверять правильность своих рассуждений, используя компьютерные модели. Исследование-наблюдение. Учащимся предлагается самостоятельно провести небольшое исследование, используя компьютерную модель, и получить необходимые результаты. Это тем проще, что на компьютерной модели такое исследование можно провести буквально за считанные минуты. Изучение нового материала с использованием компьютерного эксперимента в качестве главного средства обучения. Весьма эффективная форма урока. При правильно сформулированной учителем задаче, ученики способны в ходе проведения компьютерного эксперимента прийти к необходимым выводам самостоятельно или с коррекцией учителем. При такой форме организации изучения нового материала учащиеся получают столь необходимый навык самостоятельной работы над темой. В целом же компьютерные модели предполагают творческое отношение учителя к их использованиюВот несколько типов заданий, которые мы используем в работе, в зависимости от этапа освоения моделей: 1. Ознакомительное задание. Это задание предназначено для того, чтобы помочь учащемуся понять назначение модели и освоить её регулировки. Задание содержит инструкции по управлению моделью и контрольные вопросы. 2. Компьютерные эксперименты. После того, как компьютерная модель освоена в первом приближении, имеет смысл предложить учащимся 1-2 простых эксперимента. Такие эксперименты позволяют учащимся глубже вникнуть в смысл происходящего на экране. 3. Экспериментальные задачи. Далее, если модель позволяет, можно предложить учащимся экспериментальные задачи, то есть задачи, для решения которых им самим необходимо продумать и поставить соответствующий компьютерный эксперимент. Как правило, учащиеся с особым энтузиазмом берутся за решение таких задач. Несмотря на кажущуюся простоту, такие задачи очень полезны, так как позволяют учащимся увидеть живую связь компьютерного эксперимента, и физики изучаемых явлений. 4. Расчётные задачи с последующей компьютерной проверкой. На данном этапе, когда учащиеся уже достаточно хорошо овладели моделью и углубили свои знания по изучаемому явлению, им можно предложить 2-3 задачи, которые вначале необходимо решить без использования компьютера, а затем проверить полученный ответ, поставив компьютерный эксперимент. При составлении таких задач необходимо учитывать как функциональные возможности модели, так и диапазоны изменения числовых параметров. Следует отметить, что если эти задачи решаются в компьютерном классе, то время, отведённое на решение любой задачи, не должно превышать 5-8 минут. В противном случае использование компьютера становится малоэффективным. Задачи, требующие более длительного решения, имеет смысл предложить учащимся для предварительной проработки в виде домашнего задания и/или обсудить эти задачи на обычном уроке в кабинете физики, и только после этого использовать их в компьютерном классе.5. Неоднозначные задачи. В рамках этого задания учащимся предлагается решить задачи, в которых необходимо определить величины двух зависимых параметров, например, в случае бросания тела под углом к горизонту, начальную скорость и угол броска для того, чтобы тело пролетело заданное расстояние. При решении такой задачи учащийся должен вначале самостоятельно выбрать величину одного из параметров с учётом диапазона, заданного авторами модели, а затем решить задачу, чтобы найти величину второго параметра, и только после этого поставить компьютерный эксперимент для проверки полученного ответа. Понятно, что такие задачи имеют множество решений. 6. Задачи с недостающими данными.При решении таких задач учащийся вначале должен разобраться, какого именно параметра не хватает для решения задачи, самостоятельно выбрать его величину, а далее действовать как и в предыдущем задании. 7. Творческое задание. В рамках данного задания учащемуся предлагается составить одну или несколько задач, самостоятельно решить их (в классе или дома), а затем, используя компьютерную модель, проверить правильность полученных результатов. На первых порах это могут быть задачи, составленные по типу решённых на уроке, а затем и нового типа, если модель это позволяет. 8. Исследовательское задание. Наиболее способным учащимся можно предложить исследовательское задание, то есть задание, в ходе выполнения которого им необходимо спланировать и провести ряд компьютерных экспериментов, которые бы позволили подтвердить или опровергнуть определённые закономерности. Самым сильным ученикам можно предложить самостоятельно сформулировать такие закономерности. В особо сложных случаях учащимся можно помочь в составлении плана необходимых экспериментов или предложить им план, заранее составленный учителем.9. Проблемное задание.С помощью ряда моделей можно продемонстрировать, так называемые, проблемные ситуации, то есть ситуации, которые приводят учащихся к кажущемуся или реальному противоречию, а затем предложить им разобраться в причинах таких ситуаций с использованием компьютерной модели. 10. Качественные задачи. Некоторые модели вполне можно использовать при решении качественных задач. Такие задачи или вопросы, конечно, лучше сформулировать заранее, поработав с моделью, например: Всегда ли движение с отрицательным ускорением является торможением? Каков характер движения, если проекции скорости и ускорения имеют противоположные знаки? По приведённому графику координаты, пути или проекции скорости опишите характер движения тела. И т. д.Качественные задачи удобно обсуждать в классе при использовании моделей в демонстрационном варианте. При этом очень оживлённо и заинтересованно происходит их решение, а полученные знания остаются в памяти надолго и не требуют закрепления и постоянного повторения.11. Задания на анализ возможностей компьютерной модели с последующим самостоятельным созданием рабочих листов.После получения опыта использования компьютерных лабораторий учащимся может быть предложено задание, в ходе которого требуется изучить возможности новой для них компьютерной модели, провести ряд опытов и самостоятельно разработать ряд вопросов и исследовательских задач к ней. Лучшие из предложенных экспериментальных заданий могут впоследствии быть предложены для выполнения классу.В следующем учебном году постараюсь опубликовать примеры заданий с указанием тех моделей, анимаций или рисунков, с которыми они использовались. задания задачи компьютерный эксперимент лабораторные модели рабочие листы решение физика