Оцифровка чувств. Первое знакомство с и-философией Блог редактора / 20.04.2016 Как богат и разнообразен ныне информационный мир! Совершенно случайно узнала и пошла послушать интернет-философов. Это молодые люди. Со степенями и несколькими образованиями. С практическим опытом, наработанным годами. С сильной теоретической базой. Мне показалось интересным озвучить некоторые тезисы выступлений через призму моего скромного понимания, задавшие новый вектор для саморазвития в области «Оцифровки чувств».Инна Кушнарева — кинокритик, член редколлегии журнала «Логос» и переводчик научной и философской литературы. Лауреат премии Гильдии киноведов и кинокритиков России.Постинтернетовская эстетика уверенно вошла в пространство культуры с 2012 года. «Старые медиа» приспосабливаются к новым условиям, которые выводят новые форматы и категории.Еще в середине XIX века, как ни странно, появилась, например, эстетика кьют. Первый всплеск получила в послевоенной Японии. Но сегодня может сложиться впечатление, что Интернет – это пространство для того, чтобы постить котиков. Так ли это?Клемент Гринберг Авангард и китч: Если обратиться к Канту, то «Основание для прекрасного в природе мы должны искать вне нас, для возвышенного же — только в нас и в образе мыслей, который вносит возвышенное в представление о природе...».Таким образом получается, что кьют – попытка трансформировать китч в прекрасное. Как пример был приведен фильм «Третий лишний» и «Третий лишний-2». Мишка по своим манерам – полная противоположность плюшевой игрушки, но кьют же? Такой же яркий пример кьюта – Моцарт и его музыка на фоне Сальери в фильме «Амадей».Работы Такаши Мураками в Версале у многих вызвали протест, но «Версаль на фоне DOB» стал оригинальным симбиозом современной поп-культуры и «высокого» искусства. Некое подобие автопортрета, Mr. Dob представляет собой существо с круглой головой и большими ушами, на одном нарисована латинская буква D, на другом - B, голова изображает букву О. DOB - сокращение фразы «Dobojite dobojite» (Зачем? Зачем?). Фраза ассоциируется с японской культурой, так как принадлежит известному комику Toru Yuri, однако Мураками выбрал ее как обращение ко всем мировым культурам, воспринимаемый как своеобразный призыв к размышлению.Подробнее о кьютеАлександр Ветушинский — преподаватель философского факультета МГУ, сотрудник Московского центра исследований видеоигр (Moscow Game Center). Является одним из авторов первого прочитанного в СНГ полноценного курса по Game Studies и редактор-составитель тематического номера журнала «Логос».Сегодня, например, в видеоиграх, воображению не осталось места. Но еще недавно мы смотрели на одно, а верили в другое. 1976 год. Игра Death ace – очень абстрактна. Это не кино. По степени включения воображения - ближе к литературе.Space war game – тоже старая игра, связанная с опытом играющего. Пиксельное пространство. Образ графики, который мог бы быть. Мы достраиваем его на основе нашего понимания космического пространства и полетов в нем.Три года назад – Carmagedon – жестокая игра, запрещенная в ряде стран. Авторы заменили натуралистический красный цвет на черный и зеленый и заявили, что черная кровь у роботов, а зеленая – у гоблинов и продолжили развитие игры, заручась пониманием игроков. Мы верим тому, что видим.Глитч – все, что мы видим, является реальным. Неважно – понравится это или нет, просто как факт воспоминания о впечатлении, как противостояние реальности миру.Сегодня мы смотрим в игровое пространство и верим ему. Без дополнительных фантазий. Это - другой уровень.Несколько цитат Александра:Михаил Куртов — философ, медиатеоретик, кандидат философских наук (СПбГУ). Автор книг «Между скукой и грезой. Аналитика киноопыта» (2012) и «Генезис графического пользовательского интерфейса. К теологии кода» (2014). Интернет перестает быть отдельно взятой вещью, а входит в политику, психологию, экономику, культуру и другие области.Сегодня можно выделить три режима эстетического.1. Ослабленное эстетическое. Всполохи прекрасного в Интернете, которые сложно уловить: ослабленная красота в самостоятельно снятых роликах на youtube или неоднозначная поэтика поиска...Пример. Фларф-тексты монтируются из результатов поисковых запросов. Несколько единомышленников в начале 2000-х образовали The Flarflist Collective. Они гуглили пришедшие им в голову фразы и словосочетания, затем выделяли заинтересовавшие их куски из результатов поиска; все это складывалось в объемные тексты, которыми коллеги обменивались по электронной почте. 2. Эстетика растерянности. Эмоция недоумения (не до ума). Вторжение необъясненного. Пример – картинки «unexplainable». 3. Эстетика пористой чувственности. Wiki-серфинг, проваливающийся в поры цифровой материи. Glitch art. Работы Кати Новичковой.Словом, пористый, растерявшийся абсолют – это мы с вами.Искусство на холсте или искусство создания игры – это одинаково сложно. Это искусство.Дополнительно читать у М.Куртова: Одним словом, читать – не перечитать, знакомиться, осмыслять... Ведь только вчера еще все было по-другому. Были ли мы другие? Мне думается, что мы остаемся прежними, но приходят новые поколения, которые, номинально учась у нас, воспринимают мир уже совсем по-другому, выстраивая новые теории и связывая неопознанные объекты с фундаментальными сокровищами человечества. И эти люди сидят сейчас за партами перед нами... игра китч код кьют философия