Дизайнер, как строитель мостов Блог стайного советника / 19.04.2016 Сидит Вард Кэннингем на берегу реки, смотрит на то, как программисты безуспешно собирают свои шаблоны и в голове у него щелкает - Ба! Да им же просто необходима общая среда, где они могли бы не повторять свои истории раз за разом. Они же с WikiWiki начнут обмениваться шаблонами немножко быстрее. И из этого немножко вырастают кролики Википедии.Про дизайн и людей, которые помогают думать. Волею судеб последние дни все чаще пишу и думаю про дизайн. Есть общие теоретические положения Г.П. Щедровицкого о том, что дизайн дополнил техническое проектирование вещи до ее социального проектирования. «Объектом проектирования перестала быть вещь как таковая. Вместо нее в сфере К в системе разделения труда выделяется новая единица, элементами которой являются человек и вещь, поставленные друг к другу в некоторое отношение. Для общности будем пока характеризовать это отношение как деятельность, а саму единицу — как целостный фрагмент деятельности». Объектом дизайнерского проектирования выступает социотехническая система, в которой Г.П. Щедровицкий выделял две обязательные части: «Социотехническая система может быть изображена схематически в виде «желудя», состоящего из двух частей. Имеется одна деятельность (а), например, какого-то рода практические воздействия и соответствующие им исследования. При этом проектируются некие организованности, скажем знаковые, материально-машинные или какие-то другие, которые затем реализуются; знаковые и материально-машинные организованности включаются в другую деятельность, которую они таким же образом организуют (. Этот второй компонент социотехнической системы — проектируемая система деятельности, т. е. та, которой мы стараемся управлять. Таким образом, в деятельности, изображенной в «верхней» части «желудя», мы создаем определенные организованности и включаем их в «нижнюю» деятельность, т.е. накладываем ее как определенную форму». Это хорошая метафора, но пока никакой истории за ней не стоит. Как-то я не могу себе представить дизайнера, который рисует желуди и думает в терминах материально-машинных организованностей. Умничка Бак Фуллер считал, что истинной целью дизайна является социальное проектирование изменения поведения и способов деятельности людей. Для достижения этой цели дизайнеры разрабатывают и внедряют в среду обитания новые предметы и новые орудия деятельности. Появление новых орудий деятельности побуждает людей воспользоваться возможностями этих объектов и, таким образом, изменить свое прежнее поведение и прежние способы достижения своих целей. Например, если у людей есть жизненная потребность перебираться с одного берега бурной реки на другой, то задача дизайнера состоит в проектировании и построении моста. Появление моста приведет к тому, что люди будут реже рисковать своей жизнью, бросаясь в воду и пытаясь переплыть на другой берег. И это такая гораздо более понятная история. Вот, дизайнер - видит то, что происходит вокруг него и понимает, что-то тут не так - как-то вы все рискованно плаваете на тот берег, давайте я вам поставлю подпорки и вы через мст будете гораздо проще перебираться. Ваннавер Буш смотрит, как люди пытаются вместе думать внутри военно-научного комплекса в конце Второй мировой войны и говорит - фигово вы все вместе думаете, мы могли бы думать гораздо лучше - As we may think - если бы у нас был Memex - мы бы обменивались с берега нашей реки мыслями несказанно быстрее. И на основании этой дизайнерской идеи выстраиваются гипертекстовые системы и совершенно новые способы совместного думанья. А дальше у меня уже просто личные истории с людьми, которых держал за руку. Сидит Пейперт на берегу реки, смотрит, как в школе мучают детей математикой, и в голове у него щелкает - да им же нужен синтонный объект! Они с Черепашкой станут думать гораздо лучше - и раз - вся эта кавалерия с Кеем и прочими хакерами напускает мобильных кроликов на педагогическую Австралию. Сидит Вард Кэннингем на берегу реки, смотрит на то, как программисты безуспешно собирают свои шаблоны и в голове у него щелкает - Ба! Да им же просто необходима общая среда, где они могли бы не повторять свои истории раз за разом. Они же с WikiWiki начнут обмениваться шаблонами немножко быстрее. И из этого "немножко" вырастают кролики Википедии. дизайн