Нетбук - интереснейший инструмент обучения Наталия Саражинская / 11.02.2011 Для первоклассника нетбук – новый современный инструмент в школе, и конечно же, – праздник. Учителю - дополнительная длительная подготовка к урокам, чтение специальной литературы, постоянное обучение и усовершенствование педагогического мастерства. Хотя мы много читаем и слышим, что для детей овладение новым цифровым устройством – проще простого, на самом деле, многим навыкам пользователя ПК школьников нужно учить последовательно и целенаправленно.Конечно же, в первый месяц учитель тратит время на то, чтобы элементарными навыками пользователя нетбуком овладели все учащиеся. Для этого подбирает игры, интересные задания, предусматривающие последовательное изучение функций тачпада, клавиатуры... Изучая манипуляторы нетбука, лучше спланировать использование игр последовательно: умение управлять движением курсора, умение выбрать - сделать одно лёгкое прикосновение по тачпаду (согласитесь – это уже не клик), умение открыть – двойное лёгкое прикосновение по тачпаду и лишь последним – умение перемещать объекты. После этого можно предложить ребёнку работу в графических редакторах, так как во многих из них использование инструментов предполагает одновременную работу двух пальцев (один из которых удерживает левую клавишу манипулятора).Существует множество развивающих игр, которые, одновременно, выполняют несколько функций. Например, в «Весёлых моторах», в разделе «Вертолёт» есть игра, которая учит последовательности написания цифр, и вместе с этим – развивает точность движения пальцев ребёнка по тачпаду: в разделе «Подводная лодка» игра на собирание мусора на дне моря не только развивает навыки последовательного счёта и скорости передвижения курсора в заданное место, но и может стать ценным материалом для организации воспитательной беседы экологического характера.Учитель планирует освоение клавиатуры последовательно, руководствуясь необходимостью использования нетбука на уроках математики, чтения, природоведения, и.т.д. Например: клавиши управления курсором – 3 игры; цифровая клавиатура – тренажёры устного счёта, таблицы умножения – дважды в неделю (на 2 уроках математики) в течение месяца, создание узора из цифр в программе Блокнот – на 2 уроках изобразительного искусства и т.д. Изучая новую букву на уроках обучения грамоте, детишки обязательно найдут эту букву на клавиатуре и поиграют в специальные игры по узнаванию новой буквы в текстах и научатся добавлять её в маленькие, иллюстрированные тексты/предложения/слова с пропущенной лишь одной буквой.Если учитель запланировал во вторник набор детьми первого в жизни предложения, то в понедельник, на уроке информатики сообщит учащимся о большом значении «волшебных» клавиш Shift и пробела, потренирует навыки учеников по использованию этих 2 клавиш в привлекательных красочных клавиатурных тренажёрах (например, в курсе «Мир информатики» 1 год обучения).Перед началом работы с любым заданием проводится инструктаж. Если задание простое – из 2-3 шагов, – его можно объяснить устно, но сначала учитель рассказывает, а лишь затем предлагает открыть документ или программу на нетбуке. Если упражнение совершенно новое или требует целый ряд пошаговых действий, то конечно же, уместно, используя интерактивную доску или экран учительского монитора (демонстрируя на все нетбуки одновременно), объяснить на примере по принципу "делай как я". Учитель сам демонстрирует, как нужно выполнить упражнение, затем сообщает: "Найдите ярлык/документ с названием ... и приступайте к выполнению". Краткую инструкцию (тезисно обозначая шаги) или план действий можно записать на доске или распечатать и раздать каждому ученику.Постепенно, шаг за шагом, учитель сочетает овладение новым устройством с учебными предметами. Позже лучше оставлять ученикам "загадки", не проводить инструкцию в совершенстве "разжевывая" каждый шаг. В поиске – великая сила! Но, конечно же, сообщить детям о приготовленной «загадке».Лишь в начале маленький ученик стремится получить от учителя поддержку (особенно девочки - от волнения, наверное), и поэтому имеют необходимость услышать, как сделать тот или иной шаг и каким пальчиком. Постепенно учитель развивает навыки самостоятельного поиска. Не нужно забывать об учениках, которые имеют навыки пользователя лучше, чем другие. Девиз "помощь друга" может стать ключевым второго этапа работы. Миф о том, что их ребёнок уже и так ВСЁ умеет в компьютере, очень популярен среди родителей. Игровой, пользовательский этап, когда ребёнок ничего не создаёт сам на ПК: не рисует, не творит, не набирает, может даже навредить повзрослевшему ученику.Учитель на следующем этапе переходит к использованию творческих упражнений, которые предусматривают создание нового самим учеником, серьезную учебную деятельность. Убеждение, что нетбук – инструмент обучения, как тетрадь, карандаш, линейка, – приходит к детям само собой. Важно не затянуть этап игровой, потребительский, не забывая о принципе "от простого к сложному". Непосильные сложные задания (или те, на выполнение которых нужно много времени) оттолкнут ребенка, выработают негативное отношение к работе. После работы с игровыми заданиями, какими бы полезными они ни были на начальном этапе, или после игры на отработку скорости владение инструментами/клавишами, не остается следов деятельности ученика на ПК. Учитель обратит внимание на каждый «шедевр» - первый рисунок, созданный учеником, первое предложение/слово, отредактированный текст. Многие распечатывают и развешивают в классе рисунки учеников, даже те, что не очень хорошие (лишь на первый взгляд), создают каждому ученику портфолио, где хранятся «ценные сокровища» – продукты деятельности учеников. В ситуации, где для многих компьютер – лишь инструмент развлечений, такое возвеличивание ученических работ необходимо. Практика показывает, что даже мультимедийная визуализация урока, например, Природоведения, экономит время, способствует быстрому и глубокому формированию образовательных умений и навыков. Иллюстрирование задач на математике, многообразие задач, в том числе и игровых, даже просмотр фрагмента мультфильма, по которому учитель составил задачу ученикам, делает урок увлекательным событием. Использование многочисленных тренажёров для отработки навыков устного счета, запоминания таблиц умножения и деления, которые сегодня уже не нужно специально инсталлировать на каждый нетбук, ускоряет темп урока математики, позволяет решить в три раза больше задач и примеров и делать это легко – играя.Текст, который появляется на экране и быстро исчезает, не только создает игровую ситуацию, но и стимулирует к выработке навыков быстрого чтения. Специальные упражнения с применением эффектов анимации побуждают учеников к чтению целыми словами. Подробно об упражнениях с использованием нетбуков на уроках чтения – в следущей записи.Дети убеждены, что на их партах лежит, действительно, "волшебный" – самый интересный инструмент обучения. Клуб 1:1 нетбук