Викторина: учимся, играючи tanya.podust / 11.01.2011 Вы когда-нибудь обращали внимание, что самые популярные телешоу построены на базе викторин? А ведь это неудивительно! Викторины захватывают, пробуждают азарт, так, что когда начинаешь играть, остановиться просто невозможно. Викторина — это русское изобретение и представляет собой вид игры, заключающийся в ответах на устные или письменные вопросы из различных областей знания. История возникновения викторин восходит к 20 годам прошлого века и автором этого изобретения является известный русский писатель и журналист Михаил Kольцов, открывший одноименную рубрику в газете. Такая форма познания очень быстро была перенята педагогами различных дисциплин. Педагогическая ценность викторины заключается в познавательной деятельности, подкрепленной мощным мотивом игрового азарта.Викторина может быть как по предмету, так и по темам за пределами школьной программы, как для индивидуального участия, так и для командной работы. И в том, и в другом случае на уроке, в условиях ограниченности по времени, викторина чаще всего применяется учителем для обобщения имеющихся знаний по теме (темам), например. У ученика особого выбора деятельности нет: либо знать, оперативно вспомнить и озвучить (записать) информацию, либо не суметь этого сделать. Но можно попробовать и такой вариант викторины направить не только на выявление знаний, но и неявное получения новых, добавляя дополнительную информацию в вопрос или предоставляя ее с ответом. Например, в этой викторине в 8 вопросе можно было бы, как минимум, продемонстрировать изображения орденов и медалей, озвучить за какие заслуги ими награждались фронтовики. По сути ничем не отличается проведение он-лайн викторины с ограничением по времени (или учетом времени выполнения заданий). Кроме того, при условии формализации вопросов-ответов для их автоматической обработки «негибкость» викторины увеличивается.Вариант, когда учащимся дается возможность поиска ответов на вопросы дистанционной викторины в течение некоторого определенного времени, мне нравится больше. Добавим к этому «ручную» обработку ответов (да, сложно и ресурснозатратно с точки зрения организации проверки, но намного выигрышнее для детей) без предъявления их вариантов. Тогда основная сложность будет состоять в том, КАК сформулировать вопрос, чтобы в условиях НЕОГРАНИЧЕННОГО ВРЕМЕНИ И РАЗНООБРАЗИЯ ДОСТУПНЫХ ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ, сложность задания и его учебная ценность была не только в том, чтобы мотивировать ученика на прочтение выдаваемых поисковиком ответов на запрос.Как раз здесь мне показались действительно полезными советы этого сайта. Позволю себе разместить здесь некоторые из них, касающиеся именно формулировки вопросов. «Создание викторин сильно отличается от игры в эти самые викторины. Хорошие вопросы викторины дают игроку информацию, которая содержит определенные подсказки, но в то же время, позволяет ему с легкостью запомнить факт, о котором идет речь в вопросе. К примеру:Вместо того, чтобы сформулировать вопрос следующим образом: «Кто написал первую серьезную работу в области человеческой мимики?» задайте его так: «Какой британский натуралист опубликовал в 1872 году работу, которая стала первым серьезным исследованием в области человеческой мимики?». Такая формулировка вопроса, с одной стороны, подскажет наблюдательному игроку, что автор этого исследования был натуралистом и притом британцем, что может помочь при ответе на вопрос. Но, кроме этого, этому же игроку это поможет легче запомнить, чем был знаменит этот британский натуралист.Второй пример: вместо того, чтобы спрашивать «Создание какого здания сделало знаменитым архитектора Иванова?» спросите: «Строительство этого знаменитого здания было завершено в 1832 году. Архитектором был выходец из Сибири, Иван Иванович Иванов. По его утверждению на создание этого проекта его вдохновил Казаков. О каком здании идет речь?»Давайте несколько деталей, но старайтесь, тем не менее, не перегружать вопрос. Помните, что при создании викторин очень важна точность. Перепроверьте факт, о котором вы задаете вопрос несколько раз, чтобы избежать возможности ошибки».Усложняет уровень задания, «провоцирует» наблюдательность, «запускает» мыслительные операции и фотовопрос (скопировать вопрос в строку поиска просто не удастся). Пример фотовикторины здесь. Если продолжить разговор об он-лайн викторинах, то их можно разделить на несколько видов. Чат-викторины (IRC викторина или мирк викторина) - проводятся в чатах сети IRC на специальных каналах (комнатах). Преимущественный вид викторины, благодаря возможности играть с другими пользователями одновременно. Но при многократном прохождении одной и той же темы, соревновательность, к сожалению, сводится лишь к состязаниям в скорости печати. Веб-викторины (web-викторина) - браузерные викторины, чаще всего игра "в одного", с постоянным обновлением содержания странички. Проводятся прямо на сайте путем выбора вариантов ответа (с роботизированным ведущим). В такие викторины можно поиграть, например, тут. Интересно посмотреть, в каких программах и на каких интернет-ресурсах можно создать он-лайн викторину?В ИИП «КМ-Школа» в АРМ «Учитель» (раздел «Уроки») есть возможность создавать викторины по учебным предметам и использовать их в ходе объяснения, закрепления или повторения учебного материала.Каждый зарегистрированный участник портала «1001 викторина» может не только поиграть, но и создать свою открытую общедоступную викторину.Мне показалось неудобным: необходимость пройти несколько викторин, прежде чем будет предоставлена возможность создать викторину самому, ограничения на условия создания викторины: только 10 вопросов с вариантами выбора одного правильного. Понравилось: премодерация викторины, быстро и легко оформить свою викторину, высокий уровень автоматизации, демонстрация правильных ответов и ответов участников сразу после прохождения викторины, сохранение результатов прохождения викторины в кабинете участников, возможность просмотреть, как справлялись в целом с каждым вопросом участники (% от правильно ответивших) и предоставить некоторую обучающую информацию по вопросу. Разработанная вами викторина, например, для учеников вашего класса, будет доступна для всех и «много-много радости детишкам принесет»)Что предложите вы?На какой свой вопрос я так и не нашла ответа? Является ли, все же, викторина частным случаем метода контроля - теста, «покрытого толстым слоем игры и азарта»? видом дидактической игры? И посленовогодний вопрос "В 2006 году в Японии в крупнейшем в мире торговом центре новой и подержанной электроники, появилась необычная елка. Скажите, чем именно была украшена пятиметровая красавица? ;-)" Викторина он-лайн викторина фотовикторина