Подробнее об экранной эргономике Блог Константина Бацулина / 22.12.2010 В обсуждении поста "Специфика нетбуков и ее последствия" была затронута важная тема, так называемой, экранной эргономики, которая заинтересовала многих. Привожу фрагмент статьи моей коллеги, научного руководителя по вопросам информатизации Гимназии №12 г. Новосибирска Молоковой А.В. "ИКТ в андрогогическом образовании. Рекомендации по созданию электронных образовательных ресурсов", в которой подробно рассмотрена эта тема.Прежде всего, следует остановиться на главном противоречии экранной эргономики, разрешение которого вызывает наибольшие трудности у непрофессиональных создателей электронного ресурса. Это противоречие между желаемым и желательным представлением информации в занимательной и игровой форме и происходящим за счёт внешних эффектов подавлением содержательных компонентов этой информации[1]. Проблема выбора эффектов касается всех видов контента: символьной информации, визуального и звукового ряда. Эргономикой допускается вариативность приёмом занимательности информации (цвет, анимация, видеовставки и т.п.) с учётом её содержания и возрастных особенностей восприятия тех, кому она адресована. Однако инвариантными являются требования к чёткости, читаемости, слышимости и дифференцируемости всего информационного контента, представленного в пространстве кадра. Создателю электронного ресурса необходимо учитывать и то, в каких условиях будет восприниматься предъявляемая информация: с монитора персонального компьютера; с экрана, установленного в стандартной аудитории, или в просторном конференц-зале.Существенное значение имеет количество символов, размещённых в пространстве кадра. В идеале следует стремиться к их минимизации. Этого можно достичь, используя схемы, таблицы, рисунки и другие средства сжатия информации, снабжая их поясняющими заголовками. Совершенно недопустимо выносить на слайды сплошной текст и читать его с экрана во время лекции или выступления. Принято считать, что продуктивность и осмысленность чтения сокращается на ⅓ при работе с электронным вариантом текста. При необходимости можно предложить обучающимся тезисы выступления, представленные в традиционной печатной форме.Кроме того, при размещении текста на экране следует максимально уменьшать непродуктивную нагрузку на мышление пользователей, используя характерные для конкретной образовательной области термины и знаки. Экранная эргономика предписывает не злоупотреблять заглавными буквами, используя их только в заголовках и именах собственных. Необходимо выравнивать текст, особенно представленный списком, по левому краю, чтобы избежать пробелов разной длины. Особое значение имеет отсутствие переносов и использование различных выделений символов. Считается, что в пространстве кадра их должно быть не более трёх. Например, жирность, размер шрифта и цвет символов. Если используется традиционный формат гиперссылок, то подчёркивания в качестве средства выделения информации следует избегать. Представляется удачной идея об использовании заголовков и иллюстраций в качестве средств навигации по электронному ресурсу, а также о применении цветового кода для детального структурирования электронных материалов.Кстати, цвет имеет существенное значение для восприятия информации с экрана. Прежде всего, следует помнить о главном правиле: цвета фона и символов должны быть контрастными по яркости и насыщенности и гармонирующими между собой. К числу наиболее комфортных для зрения относят чёрные символы на белом или светло-сером фоне, белые на синем, жёлтые на чёрном и т.д. Однако следует помнить, что тёмный фон не всегда является желательным и должен применяться в связи с содержанием предъявляемой информации. Одним из значимых запрещений экранной эргономики является применение таких сочетаний цвета фона и символов как: синий и красный; красный и зелёный; красный и жёлтый; синий и жёлтый. Одновременно следует учитывать, что существуют интуитивно понятные и всеми воспринимаемы цветовые коды. Так, жёлтый цвет кодирует призыв к вниманию; красный вызывает ассоциации с сигналом тревоги, предупреждения; зелёный цвет инициирует действие. Особое значение при оформлении пространства кадра могут иметь холодные и тёплые оттенки различных цветов. Первые, как известно, визуально удаляют и уменьшают объект, а вторые - приближают и увеличивают. Если перед создателем электронных материалов стоит задача подробно представить сложный объект, то оптимальным является использование комбинации из белого, серого и чёрного цветов для прорисовывания деталей. Следует отметить, что серый цвет является оптимальным индикатором для определения чёткости границ создаваемого графического или символьного объекта, поэтому именно серый часто используют в качестве временного фона при моделировании пространства будущего кадра. При этом известно, что значительная доля насыщенного серого цвета как бы размывает изображение, затрудняет восприятие целостной картины. Ещё один цвет, о котором часто упоминают в запретительной форме, - это синий. Не стоит окрашивать в синий цвет мелкие объекты без особой необходимости, а также закрашивать этим цветом большую часть кадра в том случае, если изображение будет восприниматься с монитора компьютера, т.е. при обращении взгляда обучающегося на источник света.Большое значение для комфортного восприятия имеет визуальная среда, т. е. фон, на котором размещается основное содержание кадра. К сожалению, многие непрофессиональные создатели электронных образовательных материалов тяготеют к использованию в качестве фона иллюстраций (фото, рисунков и т.д.), несущих собственную смысловую нагрузку и затрудняющих осмысление основного текстового или графического содержания. Другим распространённым нарушением экранной эргономики является применение в качестве фона агрессивной или гомогенной визуальных сред. Первая характеризуется большим количеством мелких однотипных деталей, а вторая напоминает смесь цветов и фактур. Коротко самые общие рекомендации по соблюдению законов экранной эргономики представлены в таблице.___________________ [1] Концепция электронных изданий и ресурсов. Том I. Разработка концепции электронных учебников по образовательным областям. Том II. Разработка концепции электронных учебников по образовательным областям (высшее профессиональное образование, дополнительное образование для взрослых, коррекционная педагогика) / НФПК. - М., 2003. - 530 с. Экранная эргономики рекомендации по созданию электронных образовательных ресурсов