О музыке и дилетантах. Аудиопротокол музыкального занятия Kochetkov / 18.03.2015 Здравствуйте, уважаемые педагоги-музыканты! Обращается к вам один набравшийся нахальства любитель музыки, и вот по какому поводу. Очень прошу вас наставить меня на путь истинный, - дабы я не вводил малых детей в заблуждение своими примитивными забавами, - дабы не создавалось у них ложного ощущения (увы, весьма популярного ныне), что музыкальным творчеством может заниматься кто угодно, и не обязательно для этого никакой музыкальной школы, никакого основательного и серьезного образования. В самом деле, когда средства звукозаписи, средства тиражирования и трансляции музыки были дороги и недоступны, те немногие счастливчики, что "выходили в тираж", должны были действительно что-то из себя представлять, должны были сначала заслужить признание и популярность своими "живыми" выступлениями, чтобы в конце концов получить предложение записаться. Развитие технологий дало возможность любому, кто возомнил себя гением, осчастливить мир своими "творениями", - и вот теперь мы выключаем радио и телевизор, затыкаем уши собственными подборками "классики", потому что иначе тебя поглотит, накроет с головой вал аудиомусора, растущий с каждым днем. Так зачем же плодить эти мусорные кучи? Зачем растить дилетантов? Или - пусть уж лучше увлекаются этим, чем пивом и компьютерными играми? То есть, ради полезных развлечений/отвлечений сместить статус музыкального творчества с высшего уровня, после обязательной школы исполнителя - до уровня наполнителя детского свободного времени? Еще один момент. По-хорошему, ребенок с музыкальными способностями рано или поздно (лучше - рано) должен попасть в ваши заботливые руки, чтобы вы обеспечили интенсивным трудом и правильным содержанием рост таланта, пока этот процесс еще поддается какому-то управлению. А тут появляется какой-то любитель-неуч, который заявляет: вот путь, легкий и приятный, раз-два - и готов результат! И никакого упорного труда, никаких слёз и долгих упражнений из-под палки! Куда пойдет талантливый ребенок, вкусив моего ненапряжного развлечения? Неужели в музыкальную школу? Не-ет! Ведь в моем кружке он так успешен, на фоне тех, кто музыкальным талантом обделён. И всё, готов ещё один неуч, лентяй, когда-то подававший надежды. ...Но ведь можно посмотреть на ситуацию и с другой стороны. А это что, обязанность - перед природой, перед Богом, - не зарыть свой талант в землю, не дать зарыть талант одаренному ребенку, отшлифовать его упорным трудом, пусть даже из-под палки, но с чувством выполняемого долга? А заслужил ли ребенок право выбора самому определять свой "образовательный маршрут"? Готовы ли мы принять его выбор, если, на наш взгляд, этот выбор, скажем, не очень достойный, - выбор не напрягаться и получать быстрое удовольствие? В то же время, не добьемся ли мы своей "палочной" настойчивостью обратного эффекта - выработки стойкого рефлекса отвращения к занятиям, в нашем случае - к занятиям музыкой? Простите, это было долгое, но необходимое вступление. Дальнейший текст - для тех, кто считает, что все жанры хороши, кроме скучного. Я, возможно, изобрел очередной "велосипед", что вполне естественно для дилетанта. Но мне бы очень хотелось, чтобы моё музыкально-педагогическое "творчество" если уж не помогло, то хотя бы не повредило Вашей работе, к которой я отношусь с огромным уважением. Поэтому выношу на Ваш суд одно из своих "творений" и буду благодарен любым комментариям, замечаниям и предложениям. Деятельность сия носит у меня условное название "Игра под лейтмотив". Она весьма схожа с известной народной музыкальной забавой под условным названием "Тумба-тумба". Разница лишь в том, что в моем варианте в качестве метронома и основы выступает "лейтмотив" - циклически повторяющаяся фраза, созданная и воспроизводимая в приложении MusicGrid (это простая в использовании программа, работающая на любом смартфоне или планшете с операционной системой Android). Как у меня всё проходило. Я расставил по кругу имевшиеся в наличии 10 стульев. На одном из стульев будет лежать планшет, издающий звуки лейтмотива из приложения MusicGrid. В центре круга - табуретка, на которой лежит смартфон и записывает в аудиофайл всё, что происходит. За несколько дней накануне я, по согласованию с завучем - организатором внеурочной деятельности, разместил на стендах начальной школы следующее объявление: Пришли 7 детей и 2 классные дамы. У одной девочки - губная гармошка, у другой - блок-флейта. Еще один мальчик принес гитару. Из всего этого только девочка на блок-флейте могла извлечь одну мелодию, остальные своими инструментами не владели. С видеосъемкой, к сожалению, ничего не получилось, но аудиозапись сделать удалось, её я и предлагаю проанализировать. В запись не вошла моя краткая вступительная речь примерно такого содержания (передаю не буквально, только смысл): 1. Спасибо, что пришли. 2. Каждый по-своему относится к музыке. Каждому нравится слушать что-то своё. А еще очень здорово не только слушать музыку, но и участвовать в её появлении. 3. Гармония - когда партии не мешают, не дублируют, а дополняют друг друга. Давайте попробуем. Далее - согласно аудиозаписи, с моими комментариями. https://youtu.be/E-JsUj0sI6Y 00:27 "У нас голос есть, в конце концов." Жаль, что голос я так и не предложил использовать. Очень украсило бы композицию. 01:30 "Я сейчас баночку по кругу пущу, каждый попробует, а я потом скажу, кто на ней будет играть" Получилось удовлетворительно только у классной дамы 3 класса Евгении Владимировны. 01:39 Не забудьте заранее установить автоматическое отключение экрана на максимум или на "Никогда", во избежание неприятного сюрприза - MusicGrid не работает в фоновом режиме и отключается вместе с отключением экрана. 02:30 Наверное, не стоило тратить время на объяснения, всё равно не отложится. Достаточно было сказать - держать ритм, а не дублировать ритм.рисунок лейтмотива. 04:48 Комплексуя от своего косноязычия, стараюсь говорить скороговоркой. Боюсь, это трудно воспринимается. Но, думаю, когда технология отработается, переживаний будет меньше, появится неторопливость и размеренность. А имена лучше просить называть, и под видеозапись. Потом будет проще всех выучить. 05:29 "И, конечно, припевать лучше хором". На будущее: объединять "начинающих" исполнителей в пары/тройки, - пусть дублируют свою партию, слушают при этом друг друга - так им, наверное, будет легче "держать партию". 11:55 Настя (с гармошкой) играет неуверенно, просто издает звуки - а я предлагаю ей "придумать что-нибудь". Надо в таких случаях добиваться издания "нужных" нот и закрепить их повторением. 12:40 Гармошка сыграла "не туда". Я это услышал, но вместо того, чтобы отработать, поставить "правильную" партию, сказал "хорошо", оставив всё как есть, и пошел дальше. А всё и осталось, как есть, т.е., Настя и дальше лепила "мимо кассы", пытаясь ритмически дублировать партию подружки. Впредь надо быть более настойчивым в фиксации партий, и не бояться, что неопытных исполнителей это измотает. Тут, как раз, можно мягко вводить армейский принцип "наказания через коллектив": ошибся - начинаем сначала. 16:13 Вот тут дудочка и гармошка уже лепят "кто в лес, кто по дрова", надо тормозить, отрабатывать партии, а я увлекся вводом Ромы с гитарой, и проигнорировал то, чего не надо бы. 16:26 Вместо микролекции про ритм-секцию лучше бы показал Насте другую партию гармошки и сдвинул бы с партии дудочки. 18:26 У Ромы проблемы с ритмом. Наверное, надо к таким подсаживать "живой метроном" - исполнителя, палочками отстукивающего сильные и слабые доли для ориентирования. - как подготовительное упражнение, давать таким детям задание - отстукивать ритм в такт любой звучащей песне/музыкальной композиции. 19:50 Только в аудиозаписи обнаружил, что кто-то голосом попытался спеть лейтмотив. Этого бы певца, да с другой вокальной партией... 23:05 Увлекшись своей игрой на гитаре, совсем стал безразличен к тому, что и как исполняли остальные участники. 26:09 Мое предложение петь было неубедительным, и отклика не вызвало. 29:40 Финальное исполнение: - гармошка и кастаньеты были "мимо кассы", а можно ведь было и отработать - и общее впечатление было бы гораздо лучше; - финал не был обговорен - и получился смазанным, никто не понял, что уже всё, конец; - радость была бы несравнимо большей, если бы к финальному исполнению пришли после ряда неудачных попыток. Конечный продукт должен быть максимально качественным; работа, сделанная кое-как... не должно быть такой. И не надо тратить слов и времени на объяснение этого. Просто добиваться совершенства. С другой стороны, держать в голове (и, наверное, объявить это общей задачей), что конечный результат должен быть записан в рамках имеющегося времени (максимум 40 минут). Вот как-то так. Наверняка у Вас тоже есть что сказать по поводу услышанного. Как я уже говорил, буду очень признателен за комментарии. В ближайшее время постараюсь повторить это занятие, с более старшими учениками (с учетом уроков предыдущего), и обязательно сниму на видео, которое размещу в комментариях к данному посту. Ну, а затем напишу про работу с другими приложениями. Еще у меня на очереди - письмо к родителям (о том, как нам использовать во благо образования мобильную технику детей, и при этом не войти в противоречие с их требованиями ограничения общения детей с мобильными устройствами, особенно в школе). P.S. Я вдруг вспомнил)), что в детстве, с 5 по 10 класс, занимался в театральной студии. И ровно столько же - в секции легкой атлетики. Я понимал, что моих данных и таланта недостаточно, чтобы стать актером или спортсменом высоких достижений. Думаю, это понимали и мои наставники. Но никогда, ни одним намеком на это не было указано. Мне же нравился сам процесс, я никому не стремился ничего доказать. Личные достижения - для ощущения благополучности - мне их было вполне достаточно. Это я всё к тому, что, рассуждая о музыкально одаренных детях,которых немного, которые и без меня таки доберутся до музыкальной школы, я списал со счетов основную массу детей, которые музыкально не дотягивают до "минимума", - и которым по этой причине должно быть отказано во внимании со стороны взрослых, как бесперспективным? Думаю, музыка в моем случае может быть поводом и средством для чего-то большего. Тем, что раньше мог дать хор. Духовой оркестр. Тренингом ответственности. Командообразования. Личностного роста. Android музыка творчество